Беженец и вынужденный переселенец: основные отличия в 2020 году

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Льготы переселенцам в 2020 году

Как и во многих других странах, в России государство оказывает социальную и материальную поддержку беженцам и вынужденным переселенцам. Какие виды помощи являются более значительными, чем другие, но для людей, которым пришлось бросить постоянное место жительства и перебраться в другую страну, любая помощь кажется существенной. Давайте выясним, какие полагаются льготы переселенцам в 2020 году.

Кто признается вынужденным переселенцем

Статус вынужденного переселенца является действительным в течение 5 лет, после чего он аннулируется.

Согласно действующему законодательству, вынужденным переселенцем называют гражданина России, который оставил привычное место проживания из-за того, что его самого или его семью преследуют, подвергают насилию, если имеется реальная угроза преследования из-за религиозных убеждений, национальной и расовой принадлежности, языка, политических убеждений, принадлежности к какой-либо социальной группе. Указанные отличия переселенца и членов его семьи должны были стать основанием для организации враждебных кампаний против него или группы лиц, а также нарушения общественного спокойствия.

Вынужденный переселенец должен соответствовать следующим условиям, чтобы получить соответствующий статус и претендовать на какие-либо льготы со стороны федеральный и региональных властей:

  • должен являться гражданином РФ, который не по собственной воле оставил прежнее место жительства, расположенное за пределами России, и переехал в Россию;
  • должен иметь российский паспорт и быть вынужденным оставить привычное место проживания, расположенное в каком-либо регионе России, и перебраться в другой регион России.

Кроме того, вынужденные переселенцы – это еще и граждане бывшего советского союза, которые проживали на постоянной основе на территории одной из республик-участниц СССР, которые приобрели статус беженца в России и затем утратили данный статус из-за вхождения в гражданство РФ, при условии наличия оснований, по которым они не смогли обустроиться во время действия статуса беженца на территории РФ.

Льготы переселенцам: обеспечение жильем

Вынужденные переселенцы с приобретением данного статуса приобретают право на получение жилья, оплаченного из средств федерального бюджета – такой порядок оказания помощи предусмотрен подпрограммой государственной программы “Жилище”, рассчитанной на период с 2015 до 2020 года.

Поскольку бюджет программы весьма ограничен в виду финансового кризиса в стране, решено было вместо квартир предоставлять переселенцам субсидии (социальные выплаты) на самостоятельную покупку квартиры. Обладатель статуса вынужденного переселенца оформляет именной жилищный сертификат, который в последствии дает ему право на получение целевых средств.

Данная мера положительно повлияла на ход реализации программы, поскольку решение проблем с жильем было существенно ускорено, переселенцы смогли реализовать свое право на свободный выбор места проживания, жилье было выбрано такое, которое соответствовало бы нормам площади и санитарным и техническим нормам, покупка жилья на рынке недвижимости позволила сразу оформлять ее в собственность.

Жилищная субсидия выплачивается получателю в безналичной форме путем перевода средств на счет в банке из денег государственного бюджета. Социальная выплата считается совершенной с даты исполнения банковским учреждением распоряжения владельца счета о перечислении средств субсидии в счет оплаты купленной квартиры, оформленной по договору купли-продажи, предъявленному владельцем банковского счета.

Льготы переселенцам: социальное пособие

Обладателям статуса вынужденного переселенца выплачивается небольшое социальное пособие. Выплата предоставляется разово не только лицу, оформившему свидетельство о проведении регистрации ходатайства о присвоении ему статуса вынужденного переселенца, но и каждому из членов его семьи, включая всех несовершеннолетних. Размер пособия составляет 100 рублей.

Величина пособия увеличивается в случае, если семья переселенца признана малообеспеченной. Тогда на самого обладателя свидетельства о приеме ходатайства на присвоение статуса вынужденного переселенца и на каждого из членов его семьи, включая детей младше 18 лет, выделяется по 150 рублей. Выплата производится только один раз – это не регулярное пособие.

Чтобы оформить данное пособие, необходимо обратиться в региональное отделение ГУВМ МВД (бывшего УФМС) по месту пребывания семьи переселенца и подать письменное заявление, в котором указываются все переехавшие с переселенцем члены семьи. К документы прикладываются ксерокопия паспорта и свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Специалисты МВД могут потребовать предоставления дополнительных документов, если оформляется пособие в повышенном размере. Оно может быть получено:

  • одиноко проживающими пенсионерами;
  • одиноко проживающими инвалидами;
  • семьями, состоящими только из инвалидов и/или пенсионеров;
  • матерью-одиночкой или отцом-одиночкой с несовершеннолетним ребенком/детьми;
  • многодетными родителями, воспитывающими 3 и более несовершеннолетних детей.

Льготы переселенцам: компенсация провоза багажа и переезда

Семье вынужденного переселенца, помимо жилья и социальных выплат, полагается также компенсация стоимости билетов и перевозки личных вещей. Чтобы получить выплату, необходимо в течение 10 дней после регистрации в региональном отделении ГУВМ МВД по месту пребывания подать здесь же заявление по утвержденному образцу о возмещении затрат на переезд и на перевозку личных вещей. В заявлении необходимо прописать имена всех переехавших несовершеннолетних членов семьи.

Деньги будут перечислены на банковский счет. Размер компенсации не может превысить величину фактически понесенных расходов. Возмещение затрат предоставляется по правилу – не более 100 кг груза на одного члена семьи заявителя. Будут учитываться тарифы на перевозку грузов выбранным транспортом.

Чтобы претендовать на получение компенсации за переезд и провоз багажа, следует выбирать:

  • автобус общего типа при использовании автомобильного транспорта;
  • салоны эконом-класса при перелете на воздушном транспорте;
  • места 3 категории кают судов транспортных маршрутов, если используются услуги водного транспорта;
  • места 4 категории кают судов транспортных линий при переезде морским транспортом;
  • плацкартные вагоны поездов при следовании железнодорожным транспортом.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-IО вынужденных переселенцах
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153О предоставлении жилищной субсидии переселенцам
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724О выплате социального пособия вынужденному переселенцу

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин, переехавший из одного региона России в другой по причине отсутствия возможности трудоустроиться, претендует на льготы для переселенцев.

Читайте также:  Что дает и кому положено удостоверение беженца в 2020 году

Комментарий: Для получения льгот, предназначенных для переселенцев, нужно доказать, что переезд был совершен по причине угроз или преследований переселенца и членов его семьи.

Ошибка: Вынужденный переселенец, имевший реальные причины для переезда в другой регион России, претендует на получение льгот без предварительного оформления официального статуса переселенца.

Комментарий: Прежде чем обращаться за льготами для переселенцев, необходимо узаконить свой статус, получив свидетельство о регистрации ходатайства на присвоение статуса переселенца.

Ответы на распространенные вопросы про льготы переселенцам

Вопрос №1: Можно ли считать преследование со стороны властей лица, подозреваемого в совершении преступления, которого он в действительности не совершал, поводом для получения статуса вынужденного переселенца?

Ответ: Нет, а такой ситуации остается только сдаться властям и доказать свою невиновность, после чего продолжать жить прежней жизнью.

Вопрос №2: Супруг фигурировал в уголовном деле как подозреваемый, но был оправдан и отпущен на свободу, однако, соседи с тех пор относятся к семье враждебно. Можно ли считать это поводом к переселению и получению соответствующего статуса?

Ответ: Да, но только в том случае, если семья получает реальные угрозы, а не только упреки или насмешки со стороны соседей.

? Видео-советы. Какая помощь есть переселенцам в РФ по Госпрограмме ?

В видео раскрывается информация о помощи переселенцам в РФ по Госпрограмме. Конкретные первые шаги на подачу документов для РВП⇓

Отличие беженца от вынужденного переселенца в 2020 году

На данный момент, согласно сведениям официальных статистиков, в России проживает 20,000 беженцев и примерно 600,000 вынужденных переселенцев. Несмотря на то, что, казалось бы, положение представителей обеих категорий людей одинаково с точки зрения закона, существует отличие беженца от вынужденного переселенца, и не одно. Из данной статьи вы узнаете, кого называют беженцем, кто такой вынужденный переселенец, в чем заключаются отличия между обоими статусами в плане гражданства, процедуры получения статуса, сроков его действия, предоставляемой помощи. Также выясним, в чем заключается сходство между беженцами и переселенцами.

Кто такой беженец с точки зрения российских законов

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Даже если имеется основание для того, чтобы получить статус беженца, сперва необходимо обратиться в миграционную службу (территориальное отделение ГУВМ МВД – бывшую ФМС) и подать ходатайство. В некоторых случаях прошение можно подать через дипломатическое представительство РФ на территории другой страны или в России, а также через пограничную службу – но в итоге ходатайство будет передано на рассмотрение Министерству внутренних дел.

Сотрудники ГУВМ МВД принимают ходатайство (если заявитель не знает русский язык, ему предоставляется переводчик), проводят индивидуальное собеседование, заполняют опросный лист и анкету, делают фотографии иностранца, проводят процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков пальцев), проверяют документы и результаты медицинского осмотра. И только после проведения указанного перечня процедур принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства (рассмотрению по существу). При этом иностранное лицо получает справку о приеме у него документов – с этого момента он может пользоваться привилегиями беженцев, включая проживание в центре временного размещения.

Кто признается вынужденным переселенцем на территории России

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Для того, чтобы получить свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца, гражданину также необходимо обратится в Министерство внутренних дел, подать необходимые документы и ходатайство. Если просьба будет удовлетворена, человек сможет воспользоваться правами и гарантиями, установленными в отношении вынужденных переселенцев в России.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – гражданство

Основным отличием беженца от вынужденного переселенца можно назвать их гражданскую принадлежность:

  • беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;
  • вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения.

Логично, что, поскольку вынужденные переселенцы являются российскими гражданами, они обладают всеми правами граждан РФ, а также некоторыми дополнительными привилегиями, обусловленными наличием статуса вынужденного переселенца. В то же время беженцы являются иностранцами, и они в правах ограничены.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – процедура получения статуса

Также имеется разница в статусах беженца и вынужденного переселенца, связанная с процессом оформления свидетельства о присвоении соответствующего статуса:

Получение статуса беженцаПолучение статуса вынужденного переселенца
Личное обращение в ГУВМ МВД, Консульство или пограничную службу. Подача документов через представителя в случае, если сам беженец имеет слабое здоровье.

Придется предоставить документы, подать ходатайство, пройти личное собеседование, заполнить опросный лист и анкету, пройти медицинский осмотр, позволить провести дактилоскопию, сфотографироваться.

Тщательное изучение обстоятельств дела и причин беженства с отправкой запросов в компетентные органы и изучением вопроса в несколько этапов.

Личное обращение в ГУВМ МВД, отправка ходатайства и копий документов заказным письмом по почте, отправка электронного запроса через портал Госуслуг.

Достаточно собрать требуемые документы и составить ходатайство о присвоении статуса.

Формальное изучение обстоятельств переселения.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – срок действия статуса

Еще одно различие между статусом беженца и вынужденного переселенца заключается во времени действия присвоенного статуса:

Срок действия статуса беженцаСрок действия статуса переселенца
Статус присваивается бессрочно, обязательно являться на повторный учет каждые 1,5 года.Свидетельство о присвоении статуса действительно на протяжении 5 лет. Если имеются основания для продления статуса, он может продлеваться неограниченное количество раз.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – набор документов

Чтобы ходатайство о присвоении соответствующего статуса было принято к рассмотрению, беженец и вынужденный переселенец должны представить различный по составу набор документов:

Документы для беженцевДокументы для переселенцев
Достаточно предъявить удостоверение личности. Если при себе не будет никаких документов в силу различных причин, сведения записываются со слов беженца, а впоследствии сотрудник ГУВМ МВД направит запросы в компетентные органы для идентификации личности.Поскольку переселенец является гражданином России, он должен предоставить широкий перечень бумаг:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельство о рождении (для детей младше 14 лет);
  • свидетельство о смене акта гражданского состояния (о заключении, расторжении брака);
  • документы, свидетельствующие о родственных отношениях между членами семьи;
  • по 2 фотографии на каждого члена семьи.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – материальная помощь

Важно! И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

Беженцы, как иностранные граждане, и переселенцы, как россияне, вправе претендовать на пенсию, пособия, различные другие социальные выплаты (по потере кормильца, по инвалидности).

Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами

Эксперты в области миграционной политики России отмечают тот факт, что статус беженца во многом схож со статусом вынужденного переселенца – в России иностранцам предоставляется достаточно широкий перечень прав и гарантий. И те, и другие:

  • вынуждены были уехать с предыдущего места жительства не по собственному желанию;
  • должны подавать ходатайство о присвоении им соответствующего статуса и ожидать решения миграционной службы на протяжении 3 месяцев;
  • имеют практически одинаковые основания для присвоения им статуса;
  • получают право на жилое помещение, безвозмездное пользование ЖКУ, питание, проезд и провоз багажа.

Законодательные акты по теме

Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724О предоставлении материальной помощи вынужденным переселенцам
Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 № 484О предоставлении материальной помощи беженцам
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗО правовом положении иностранных граждан в РФ
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1О беженцах
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1О вынужденных переселенцах

Типичные ошибки

Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.

Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.

Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.

Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.

Ответы на распространенные вопросы о том, в чем отличие беженца от вынужденного переселенца

Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?

Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.

Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?

Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.

Пособия беженцам и вынужденным переселенцам в 2020 году

Основные понятия

Разберемся для начала с правовыми статусами прибывающих в Россию лиц.

Беженцы

Итак, беженцами на территории РФ считаются лица, не являющиеся гражданами РФ, которые в силу объективных опасений стать жертвой преследований по какому-либо признаку: вероисповедания, расы, национальности, гражданства, принадлежности к определенной соцгруппе или политубеждений, находятся вне пределов страны своей гражданской принадлежности. И потому эти люди не могут воспользоваться защитой своей страны либо не желают пользоваться этой защитой ввиду определенных опасений.

Также к беженцам относят лиц, не имеющих определенной гражданской принадлежности и находящихся вне территории государства своего прежнего обычного местожительства в результате вышеописанных событий, если они не могут или не желают вернуться обратно по каким-либо соображениям.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вынужденные переселенцы

Таковыми признаются россияне, покинувшие свое прежнее место жительства ввиду совершенного в отношении них или их членов семьи насилия либо преследования в иных формах или по причине реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам:

  • национальной/расовой принадлежности,
  • вероисповедания,
  • языка,
  • принадлежности к определенной соцгруппе,
  • политубеждений,

ставших поводами для враждебных акций в отношении конкретного человека или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По вышеуказанным обстоятельствам, вынужденными переселенцами признаются:

  • россияне, вынужденные покинуть привычное место жительства на территории зарубежной страны и прибывшие в РФ;
  • россияне, вынужденные покинуть свое место жительства на территории 1-го из субъектов РФ и прибывшие на территорию другого региона РФ.

Также выделяют такую категорию лиц как ч лены семьи вынужденного переселенца. Это постоянно проживающие с вынужденными переселенцами, вне зависимости от наличия у них статуса вынужденного переселенца, их супруги, дети и родители, иные родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ними совместное хозяйство, начиная с даты регистрации ходатайства о признании россиянина вынужденным переселенцем. В исключительных ситуациях иные лица тоже могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца, но уже в судебном порядке.

Какая единовременная помощь положена беженцам и вынужденным переселенцам из Украины

Предоставлении временного убежища в упрощенном порядке беженцам из Украины регулируется Постановлением Правительства РФ за № 690 от 22.07.2014.

Данный НПА позволяет гражданам Украины существенно сократить бюрократические процедуры, предусмотренные для стандартного признания лица беженцем в РФ.

Кроме того, в России существовал и еще один правовой акт в этой сфере: Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам» (утв. ФМС РФ 01.11.1993 N 2585. Однако с 1998 г. он утратил свою силу ввиду принятия Постановления Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 484
«О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу».

Согласно действующей в РФ миграционной политике, каждый человек, вынужденно пересекший границу России, может рассчитывать на государственную помощь.

Выплаты беженцам

Единовременное денежное пособие выплачивают в размере:

  • 100 р. — лицам, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу о признании беженцем на территории РФ, и каждому прибывшему с ними несовершеннолетнему члену семьи,
  • 150 р. — малообеспеченным лицам (одиноким — нетрудоспособным пенсионерам, инвалидам, родителю хотя бы с 1-м ребенком до 18 лет; многодетной семье с 3-мя и более детьми в возрасте до 18 лет) из числа лиц, получивших свидетельство, и каждому прибывшему с ними несовершеннолетнему члену семьи.

Выплаты переселенцам

Единовременное денежное пособие выплачивается каждому члену семьи. Устанавливается оно для:

  • лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и прибывших с ними несовершеннолетних членов семьи, — 100 р.;
  • малоимущих (семей, одиноко проживающих граждан) из числа указанных лиц — 150 р.

Программа помощи добровольным переселенцам

Помимо вынужденных переселенцев встречаются также и добровольно возвращающиеся из зарубежных стран в Россию соотечественники. Такие лица должны стать официальными участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Правоотношения регламентированы Указом Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 (ред. от 15.03.2018) О реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Переселяющиеся могут размещаться в городе или сельской местности. От места поселения зависит размер выделяемой материальной помощи. Если мигранты будут жить в городе, то величина государственной помощи приравнивается к размеру минимальной зарплаты. Размер помощи также зависит от региона проживания. Чем севернее место жительства, тем выплата больше. В малоразвитых регионах цифры помощи могут быть мизерными.

При переезде в сельскую местность размер помощи увеличивается до двух окладов. Причем деньги для сельских мигрантов перечисляются в два этапа:

  • первую часть выплат (50%) получают только после регистрации в органах миграционной службы и получения официального статуса;
  • вторая половина суммы выдается после того, как семья переселенца переедет на постоянное место проживание в сельскую местность и оформит прописку в органах внутренних дел РФ .

Все пособия выплачиваются не только переселенцу, но и всем членам его семьи. В первую очередь помощь будет оказана лицам, требующим особой поддержки.

К ним относятся: матери-одиночки, сироты, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи.

Скачать и распечатать бесплатно

Как получить помощь беженцу и переселенцу в России

Чтобы получать помощь от государства в 2020 году необходимо:

После получения статуса можно подавать документы на выдачу материальной помощи. Этими вопросами также занимаются органы ФМС .

Чтобы получить выплаты от государства необходимо предоставить:

  • заявление;
  • паспорт (или иной документ удостоверяющий личность при отсутствии паспорта);
  • документ о регистрации в органах миграционной службы;
  • свидетельство о рождении детей (при наличии);
  • пенсионное удостоверение и (или) удостоверение инвалида (при наличии).

Для принятия решения от переселенцев могут потребовать дополнительные документы. Перечень документов в каждом регионе может быть изменен или дополнен с учетом причин переезда в РФ .

Порядок использования государственной помощи

Выплаты можно получить в бухгалтерии миграционной службы или на банковский счет.

Всем лицам, получавшим выплаты, в карточках регистрации делаются специальные отметки: день выдачи средств и сумма.

После официального трудоустройства выплаты иностранцам прекращаются. Для этого сотрудники службы занятости стараются подыскать работу переселенцам в приоритетном порядке.

Если гражданин отказывается от предложенной вакансии более трех раз без уважительной причины, в получении средств будет отказано.

Нужно ли возвращать государственную компенсацию

Если гражданин зарегистрировался в органах миграционной службы, но статуса беженца не получил, то выплаченная сумма не подлежит взысканию.

Полученные выплаты подлежат обязательному возврату в следующих случаях:

  • если гражданин намеренно собрал и подал в миграционную службу фальшивые документы;
  • если лицо предоставило недостоверные сведения о себе или утаило часть данных.

Деньги должны быть возвращены в тот орган миграционной службы, который принимал решение о выплате единовременного пособия.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I “О вынужденных переселенцах” (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I
“О вынужденных переселенцах”

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 27 декабря 2018 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

19 февраля 1993 года

Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.

Согласно закону вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ. Определен круг лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.

Установлен порядок признания лиц вынужденными переселенцами, определены случаи утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I “О вынужденных переселенцах”

Постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный законом от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Беженцы и переселенцы: разграничение понятий Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белькова Елена Геннадьевна

Исследовано понятие «беженец» в российском законодательстве и международных договорах . Рассмотрено понятие «переселенец». Дан сравнительный анализ этих понятий. Показаны отличия правового статуса беженцев от правового статуса переселенцев .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белькова Елена Геннадьевна

A refugee and a migrant: differentiating the notions

The concept of « refugee » and « migrant » in the Russian and international treaties is investigated. The concept of « migrant » is examined. Comparative analyses of « refugee » and « migrant » are given. Differences of law statues of «refugees» and «migrants» are described.

Текст научной работы на тему «Беженцы и переселенцы: разграничение понятий»

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

УДК 341.43 Е.Г. БЕЛЬКОВА

ББК 67.91 зав. кафедрой гражданского права и процесса

Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, доцент, г. Иркутск

БЕЖЕНЦЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ: РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Исследовано понятие «беженец» в российском законодательстве и международных договорах. Рассмотрено понятие «переселенец». Дан сравнительный анализ этих понятий. Показаны отличия правового статуса беженцев от правового статуса переселенцев.

Ключевые слова: беженцы, переселенцы, международный договор.

Понятие «беженец» вошло в международное право с Первой мировой войны. Оно было выработано и закреплено в 1926 г. в Женеве на конференции по проблемам русских и армянских беженцев.

Беженцами признавались лица соответствующего национального или этнического происхождения, не пользующиеся защитой своего государства и не получившие другого гражданства. Как отмечает A.M. Ибрагимов, характерной чертой данного определения является то, что оно охватывает в основном лиц русской, армянской, ассирийской, турецкой, халдейской национальностей, в нем нет указаний на причины ухода беженцев из стран своего гражданства или с постоянного места жительства1.

В 1936 г. на очередной сессии Института международного права понятие «беженцы» было уточнено и зафиксировано в резолюции «Правовой статус апатридов и беженцев». Согласно названному документу, беженец — это индивид, который по причине внезапно происшедших политических событий на территории государства его гражданской принадлежности покинул данное государство добровольно или принудительно, не приобрел нового гражданства и не пользуется дипломатической защитой какого-либо государства.

Обострение проблемы беженцев после Второй мировой войны усилило сотрудничество государств по созданию международно-

правовой системы защиты прав и интересов беженцев. Центром такого сотрудничества стала Организация Объединенных Наций (ООН), в рамках которой в 1947 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ). В 1950 г. для содействия решению проблемы беженцев Организация Объединенных Наций учредила Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В октябре 1992 г. было создано его региональное представительство в Москве и заключен ряд соглашений по сотрудничеству с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Вопросами беженцев на территории России занимается Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с указом Президента РФ «О Федеральной миграционной службе России» от 14 июня 1992 г. и действующая на основании Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. (в редакции от 3 марта 2008 г.).

Правовое положение беженцев определяется в соответствии с рядом международно-правовых актов: Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 г., Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1966 г. Значение также имеет Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев1959 г., в котором определяются полномочия Вер-

© Е.Г. Белькова, 2008

ховного комиссара по вопросам оказания помощи беженцам.

Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г., беженцем признается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений. В ст. 33 Конвенции предусмотрено, что договаривающиеся государства не будут никаким образом высылать беженцев или возвращать их на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Государства — участники Конвенции в обеспечение своих международных обязательств включают в свои внутренние законодательные акты положения, касающиеся запрета преследования по различным мотивам.

Договаривающиеся государства принимают на себя обязательства применять положения Конвенции к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, вероисповедания и страны происхождения.

У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится. В силу этих обязательств, в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, в частности вытекающие из брака, признаются при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.

В Конвенции закреплен принцип национального режима для осуществления и защиты авторских и промышленных прав беженцев, права обращения в суд, права на

начальное образование, а также трудовых прав и права на социальное обеспечение. К примеру, в ст. 24 установлен принцип национального режима в отношении вознаграждения за труд, продолжительности рабочего дня, сверхурочной работы, оплачиваемых отпусков, труда женщин и т.д.

В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, права на участие в ассоциациях, права на занятие свободными профессиями, жилищных прав участвующие в Конвенции государства обеспечивают беженцам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение, во всяком случае, положение не менее благоприятное, чем то, которое обычно имеют иностранные граждане при тех же обстоятельствах.

Конвенция о статусе беженцев, подписанная в Женеве 28 июля 1951 г., распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г.

В 1966 г. был подписан Протокол, касающийся статуса беженцев, с целью охватить всех лиц, подпадающих под определение беженца независимо от даты 1 января 1951 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции и Протоколу в ноябре 1992 г.

Обострение социально-политической обстановки после распада СССР, межнациональные и религиозные конфликты, экономический кризис привели к значительному увеличению числа беженцев. 19 февраля 1993 г. был принят закон РФ «О беженцах» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), в соответствии с которым были разработаны другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, касающиеся беженцев.

В соответствии с законом «О беженцах» в Российской Федерации беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Данное в законе Российской Федерации «О беженцах» определение в основном соответствует понятию «беженец», используемому в Конвенции ООН о статусе беженцев. Вместе с тем закон РФ предусматривает более широкий перечень причин, вынуждающих покинуть свою страну.

Решение о признании лица беженцем принимает соответствующий территориальный орган миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства гражданина о признании его в этом качестве (ст. 4 закона «О беженцах»). Лицу, признанному беженцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных беженцами членах семьи, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение действительно на территории всей России.

Следует отметить, что беженцем не может быть признано лицо:

– в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;

– которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании его беженцем;

– которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

– за которым компетентные органы власти государства, где проживало данное лицо, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

– которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Закон РФ «О беженцах» не распространяется и на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Особенностью правового положения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, является то, что при отказе в таковом они обязаны покинуть территорию России.

Лицам, получившим статус беженцев, предоставляются определенные права. В законе «О беженцах» предусмотрены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев.

От лиц, имеющих статус беженцев, следует отличать такие категории физических лиц, как переселенцы и вынужденные переселенцы.

Переселенец — это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее на постоянное место жительства в другую страну.

Россия заключила с рядом государств соглашения, регулирующие как процесс переселения, так и вопросы защиты прав переселенцев. Так, в соглашении с Азербайджанской Республикой предусмотрено осуществление переселенцами права собственности в полном объеме, права на вывоз движимого имущества, за исключением предметов, запрещенных к вывозу законом государства выезда.

Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами — с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда в соответствии с его законодательством и указанным соглашением.

Соглашения, регулирующие процессы переселения и вопросы защиты прав переселенцев, заключены Россией с Республиками Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Латвийской Республикой и другими государствами.

Вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Кроме того, вынужденным переселенцем признается гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением российского гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца обустройству на территории Российской Федерации. В соответствии с указанным законом статус вынужденных переселенцев

могут получить также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах этой территории по обстоятельствам, названным в законе. Однако принципиальное отличие вынужденного переселенца от беженца состоит главным образом в том, что вынужденный переселенец является гражданином Российской Федерации. Поэтому, исходя из наличия или отсутствия иностранной характеристики субъекта, физические лица признаются беженцами или вынужденными переселенцами. Беженцы являются субъектами международного частного права, а вынужденные переселенцы таковыми не являются.

1 Ибрагимов A.M. Понятие и критерии установления беженцев в международном частном праве // Российский юридический журнал. 1997. № 2. С. 98.

зав. кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор, г. Иркутск

заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

О ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ И СУБЪЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается проблема научного познания института рыночных субъектов хозяйствования (экономических субъектов). Исследуются взгляды и подходы, применяемые к понятию хозяйствующих субъектов. Приводится его значение в российском законодательстве. Кроме того, освещается аспект признания государства субъектом гражданского оборота.

Ключевые слова: хозяйствующий субъект, предпринимательская деятельность, гражданское право, конкуренция, монополистическая деятельность.

УДК 346(47) ББК 67.99(2)3

В современной российской экономической науке как постулат воспринимается утверждение о существовании проблемы рыночных субъектов хозяйствования (эконо-

мических субъектов). К слову сказать, как ни странно, анализу деятельности субъектов хозяйствования и их трансформации в переходной экономике России посвящены труды

Ссылка на основную публикацию