Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Библиографическая ссылка на статью:
Селезнева С.В. Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/9773 (дата обращения: 26.03.2019).

Человек, который прибыл в другую страну и обратился к органам власти с просьбой о том, чтобы ему предоставили убежище, – это лицо, которое ищет убежище. Но получить разрешение на въезд в страну, где можно обратиться с просьбой о предоставлении убежища, непросто. В последнее время во многих государствах миграция ассоциируется с признаками отсталости, поэтому отношение к мигрантам становится все более отрицательным. Пограничники постоянно ищут любые зацепки, чтобы человек не попал на территорию страны. Как правило, мигрантам отказывают во въезде из-за отсутствия паспортов и правильно оформленных документов, удостоверяющих личность.

В большинстве государств действуют законы, которые устанавливают определенные рамки времени, в течение которых лица ищут убежища после их прибытия в чужую страну. Прибывший в течение указанного периода должен обратиться в соответствующий орган и подать ходатайство о том, что его признали беженцем, иначе он может быть депортирован обратно как иностранец, который незаконно находится на территории страны. Органы государственной власти прибегают к процедурам определения статуса беженца, чтобы считать лицо, ищущее убежища, таковым.

В XXI веке беженцы и вынужденные переселенцы не перестают быть проблемой. Это зачастую происходит из-за того, что во многих странах происходят либо вооруженные конфликты, либо критические социальные ситуации, либо дискриминация по разным (в том числе национальным) признакам. Для решения такого рода проблемы действует такая международная организация как Управление Верховного комиссариата Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В 1951г. Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция о статусе беженцев, а в 1992 году к ней присоединилась и Российская Федерация.

В России статус беженцев определяется Федеральным законом от 19.02.993 года № 4528-1 «О беженцах».

В соответствии с этим законом беженец – это не являющееся гражданином России лицо, которое находится вне своей страны, не хочет туда возвращаться из-за опасений стать жертвой преследований (по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений либо принадлежности к определенной социальной группе).

В соответствии с законодательством граждане, которые получили статус вынужденных переселенцев, должны быть размещены в специальном Центре для их размещения. Директор осуществляет непосредственное руководство Центром.

Центр – это государственное специальное учреждение Федеральной миграционной службы, предназначенное для временного проживания лиц, которые получили свидетельство о регистрации по ходатайству о признании их вынужденными переселенцами. Основными задачами данного центра являются:

– обеспечить право на временное проживание размещенных в нем лиц;

– организовать содействие размещенным в нем лицам в их социальной адаптации и социализации;

В соответствии с этими задачами центр:

– выполняет прием, а также предоставляет места для временного проживания лицам, размещенным в нем;

– организует бытовое обслуживание и питание лиц, размещенных в нем;

– обеспечивает проведение медицинского осмотра и оказание первой медицинской помощи лицам, размещенным в нем;

– представляет документы, которые необходимые для регистрации размещенных лиц по месту их пребывания, в органы регистрационного учета;

– организует проведение социально-психологических, а также юридических консультаций для размещенных в нем лиц, их языковую и профессиональную переподготовку;

– содействует размещенным в нем лицам в решении вопроса об обеспечении их детей местами в школах и других общеобразовательных учреждениях;

– обеспечивает на территории центра охрану общественного порядка;

– содействует размещенным в нем лицам в получении информации о возможности трудоустройства в местах, рекомендуемых для постоянного жительства.

В данном Центре имеется оборудование, которое отвечает требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям; оборудование обеспечивается в соответствии с установленными нормативами помещения.

Размещенным лицам в центре предоставляют трехразовое питание. Питание предоставляется по талонам, как на платной, так и на бесплатной основе.

Бесплатное питание предоставляется только тем лицам, которые не имеют дохода либо заработка. Все нормы и положения расходов на бесплатное питание устанавливаются в соответствии с Федеральной миграционной службой России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решения о частичном либо полном освобождении от платы за питание в данном центре малообеспеченных размещенных лиц. Лица, которые временно покидают центр, в период своего отсутствия не обеспечиваются питанием. Приготавливать пищу можно и индивидуально, но допускается в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

Все эти условия предоставляются в течение тридцати дней с момента признания его вынужденным переселенцем.

Законодательство России также предусматривает создание фондов помощи вынужденным переселенцам и беженцам, они являются некоммерческими организациями. Все они создаются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов России, на федеральном и региональном уровнях и преследуют только благотворительные, социальные и другие общественно полезные цели.

Таким образом, проблема беженцев и вынужденных переселенцев в России не остается без должного внимания. Ее решение в плане социальной защиты объектов проблемы направлено на процветание страны через помощь людям.

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Как организована социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в России

В условиях политической, экономической нестабильности и эскалации военных конфликтов в мире многие граждане оказываются в чужом государстве, убегая от преследований и опасностей на родной земле. Российская Федерация традиционно поддерживает иностранцев в трудной ситуации. На государственном уровне организована социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев. На какую помощь и поддержку можно рассчитывать, рассказывает данный материал.

Читайте также:  Получение статуса беженца в РФ для жителей Донбасса в 2020 году

Беженцы: понимание термина

В широком понимании беженцы (от слова «бежать») – это лица, вынужденные покинуть обжитое место в силу определенных обстоятельств. Конкретное определение термина дается в Конвенции о статусе беженцев, принятой Конференцией полномочных представителей ООН в Женеве 28 июля 1951 года.

Под под термином «беженец» подразумевается лицо, которое выезжает из своей страны и не желает туда возвращаться, опасаясь преследований по признакам:

  • расы;
  • религии;
  • гражданства;
  • отношения к социальной группе;
  • ориентации;
  • политических убеждений.

Часто причиной вынужденной миграции становятся природные катаклизмы или военные конфликты. Так, с востока соседней Украины за время военных действий (с 2014 по 2017 годы) в Россию приехали 427,2 тыс. человек. Это статистика ООН по состоянию на август 2017 г. Еще 9,6 тыс. отправились в Германию, 9,3 тыс. – в Италию. Для убежища выбирали также Польшу, Швецию, Францию.

Как получить статус

Социальную помощь беженцы получают только лишь в том случае, если они доказали свой статус и получили соответствующее удостоверение.

Правовой статус вынужденных «беглецов» в Российской Федерации определяется:

  • Федеральным законом «О беженцах» (№ 4528-1 от 19 февраля 1993 года);
  • Женевской конвенцией, принятой 28 июля 1951 года;
  • Нью-Йоркским протоколом, подписанным 31 января 1967 года.

В этих нормативных актах прописаны права и обязанности беженцев, а также регулируются взаимоотношения с принимающим государством. Основная идея всех нормативных документов: нельзя высылать и принудительно возвращать «беглецов» обратно на родину.

Алгоритм получения статуса беженца включает несколько этапов, в ходе прохождения которых рассматривается конкретная ситуация и по ней принимается решение.

Удостоверение выдается на 3 года, после его можно продлить еще на 1 год.

На какую помощь могут рассчитывать беженцы

Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:

  • временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
  • денежные выплаты (единовременные и суточные);
  • бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
  • юридические консультации и психологическая помощь;
  • льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
  • возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.

Материальная поддержка: какие выплаты положены

Претендовать на денежные выплаты беженцы могут уже на этапе рассмотрения заявления по присвоению статуса. Сразу после подачи ходатайства семье выплачивается пособие в размере 100 рублей в день на одного человека. Если в составе семейства есть несовершеннолетние или нетрудоспособные (инвалиды, пенсионеры) лица, то размер суточной выплаты увеличивается до 150 рублей.

Кроме того, беженцы на территории РФ могут претендовать на такие виды денежных пособий:

  • единовременная выплата после получения статуса – 1 минимальная зарплата (может отличаться в разных регионах);
  • при поселении в сельской местности – 1 минимальная зарплата (для конкретного субъекта РФ);
  • при постановке на учет в службе занятости – 800 рублей в сутки на человека (250 рублей – на руки, остальное – на компенсацию проживания).

Жилищный вопрос

Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.

В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.

Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.

Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.

Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.

Российские юристы – в помощь вынужденным переселенцам

Национальные особенности технологии социальной работы с беженцами и мигрантами и вынужденными переселенцами заключаются в поддержке и сопровождении на каждом этапе.

Получение статуса, подтверждение прав на него, оформление легального пребывания на территории РФ – эти и многие другие вопросы подразумевают множество законодательных нюансов. Чтобы решить проблемы, связанные с юридическими аспектами пребывания в России, уже в пунктах временного пребывания беженцам организуется правовая помощь.

Не остаются в стороне и частные организации. Например, компания «Юридическое бюро» оказывала бесплатные юридические консультации, а позже открыла специальную горячую телефонную линию и создала соответствующий раздел на сайте.

Медицина – беженцам

Лица, получившие статус беженца в России, в вопросах медицинского обслуживания наделяются теми же правами, что и россияне. Можно беспрепятственно обращаться в государственные лечебные заведения, чтобы установить диагноз и получить рекомендации относительно лечения.

Реализуется также и социальная поддержка детей беженцев в этом направлении.

Психологическая помощь: специальные центры реабилитации

Значительные усилия прилагаются и в плане психологической помощи. Деятельность созданных центров реабилитации направлена на минимизацию негативных последствий от пережитых на родине событий, а также на адаптацию на новом месте в непривычных условиях.

Консультации специалистов направлены на преодоление таких психологических состояний:

  • страхи и тревоги (за жизнь свою и близких);
  • чувство неопределенности и неуверенности в будущем;
  • ощущение «непрошенного гостя» на новом месте;
  • нарушение сна и постоянная тревожность;
  • повышенная возбудимость.

Психологами проводится работа и со взрослыми людьми, и с детьми – как с особо уязвимой в этом плане категорией населения.

Проезд и провоз багажа – дополнительные льготы

Предусмотренное законом социальное обеспечение вынужденных переселенцев и беженцев в РФ включает также льготные условия проезда и провоза багажа. Воспользоваться такой привилегией можно лишь единожды – при переезде из пунктов временного пребывания (лагерей) до места проживания на территории РФ. Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ.

Миграционными органами представляются специальные проездные документы, денежная компенсация за самостоятельно купленные билеты не предусмотрена.

Воспользоваться льготой могут лица (и члены их семей), которые:

  • уже получили статус беженца;
  • подали заявление на рассмотрение вопроса присвоения статуса и имеют на руках соответствующую справку.

Причины отказа в социальной защите

Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).

Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:

  • отсутствие оснований для признания беженцем;
  • против мигранта возбуждено уголовное дело;
  • у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
  • прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
  • незаконное пересечение государственной границы России;
  • предоставление неполной или неправдивой информации;
  • брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
  • уже есть разрешение на временное проживание;
  • лицо уже находится под защитой ООН.

Возможности трудоустройства для беженцев

Российская сторона заинтересована в скорейшей адаптации беженцев и вынужденных переселенцев на своей территории. Одним из главных критериев для этого является наличие источников к существованию, а именно – постоянной работы.

Посодействовать в трудоустройстве данной категории лиц могут:

  • местные биржи труда;
  • органы социальной защиты;
  • общественные организации;
  • сами работодатели.

Как показывает практика, сразу надеяться на высокую оплату труда и идеальные условия беженцам не стоит. Чаще всего они задействованы в сфере обслуживания, на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе. Однако специалисты высокой квалификации находят себе места по специальности, поэтому опыт, багаж знаний и умений необходимо демонстрировать и подтверждать с первых дней.

Если статус по каким-либо причинам не присвоен, человек должен трудоустраиваться на общих основаниях, а именно получать патент.

Сопереживание и эмпатия – эти основные принципы лежат в основе решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев во всем мире, и Российская Федерация не является исключением.

Беженцы и вынужденные переселенцы: Видео

Социальные гарантии беженцам и вынужденным переселенцам в 2020 году

По определению Женевской конвенции «беженец» – человек, покинувший страну проживания из-за опасения стать жертвой по культурным, расовым, религиозным или политическим взглядам. За последние пять лет Россия приняла немало беженцев от конфликтов на Украине и Ближнем Востоке. Тысячи обескровленных людей получили убежище и помощь.

Порядок присвоения статуса беженца регламентируется федеральным законом №4528-1, который устанавливает гарантии социальной защиты и представление интересов вынужденного переселенца. Помимо закона, Российская Федерация ратифицировала конвенцию «О статусе беженцев» ООН от 1951 года, которая также является частью правовой системы страны.

Получить консультации по пособиям, гражданству, статусу беженца и другим вопросам можно в любом региональном отделении УВМ МВД.

Права и обязанности беженцев

Восьмая статья федерального закона «О беженцах» гарантирует вынужденным переселенцам в Россию ряд неотъемлемых прав:

  • право на переводчика в процессе оформления документов и первоначальных процедур переселения;
  • право на питание, проживание, коммунальные и медицинские услуги;
  • право на трудоустройство и получение образования;
  • право получить разрешение на временное проживание в России с дальнейшим оформлением полноценного гражданства в стандартном порядке;
  • право на репатриацию в родную страну.

Требования для беженцев схожи с обязанностями мигрантов, получивших РНП:

  • соблюдать закон страны;
  • выполнять правила проживания в предоставленном жилье;
  • вовремя проводить учет и переучет в органах мигрантской службы;
  • обязательно уведомлять ГУВМ о смене анкетных данных и месте проживания.

Оформление статуса

Процедура получения статуса беженца описана в третьей статье федерального закона. Соискателю следует обратиться в диппредставительство, консульство РФ, ГУВМ (в случае нахождения на территории России) или органы пограничного контроля.

Ходатайство подается только в письменной форме, образец установлен приложением 1 приказа МВД №838. В форме должны находиться анкетные данные соискателя, информация о прибывших с ним лицах и просьбу о признании беженцем. Такое заявление должно быть заполнено каждым дееспособным членом семьи на русском языке.

Принятие и рассмотрение ходатайства проходит в два этапа. На первом сотрудник УВМ проводит поверхностную проверку данных и их предварительное рассмотрение. По регламенту, этот этап длится пять дней. Далее принимается окончательно решение по присвоению иностранцу статуса беженца. Полный срок рассмотрения ходатайства занимает от двух (на территории РФ) до трех месяцев (за ее пределами).

Распространенные ошибки

Ошибка №1. Не путайте удостоверение беженца и временное убежище. Убежище может быть предоставлено на год, оформляется без серьезных оснований, получившим убежище не достанется жилье, они имеют меньше прав соцобеспечения. Если первое ближе к временному гражданству с оказанием помощи, то второе — всего лишь гуманитарный статус, который просто получить, но он мало что дает.

Читайте также:  Беженцы в России из Украины и их правовой статус в 2020 году

Ошибка №2. «Утеря» документов для предоставления заведомо неверных данных. Да, в этом случае вы скорее всего получите промежуточное удостоверение — 5 дней недостаточно для всесторонней проверки. Но если обман выйдет наружу, ваши шансы получить статус беженца упадут до нуля.

Пособия и помощь

После оформления беженец может претендовать на оказание ежедневной помощи. В России сумма помощи составит около 800 рублей. Само собой, сумма не будет выдаваться на руки: она расходуется на питание, проживание, предоставление помощи от специалистов.

После получения полного статуса местные органы самоуправления предоставляют беженцу жилье из временного или резервного фонда. Иностранец имеет право пользоваться этим жильем до момента найма/приобретения другой квартиры или дома. Шестая статья ФЗ №4528-1 предоставляет вынужденному переселенцу бесплатный проезд и провоз багажа к месту пребывания. Право получает не только беженец, но и члены его семьи.

Важно! До 25 мая 2017 года действовало постановление правительства №484. Пункт четвертый этого постановления ранее регламентировал выдачу льготных кредитов и заметные преференции для беженцев. На 2020 год большая часть постановления утеряла силу.

Единовременное пособие

Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.

УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.

К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.

Документы для получения помощи

Чтобы получить пособие и помощь от государства, необходимо предоставить документы:

  • удостоверение личности (РВП, ВНЖ, заграничный или национальный паспорт);
  • удостоверение беженца, выданное после получения соответствующего статуса;
  • подтверждение малообеспеченности — удостоверение инвалида или пенсионера, свидетельства рождения детей.

Соискатель вправе предоставить любые документы, обосновывающие его позицию. Учтите, что все предоставленные документы подшиваются к личному делу.

Отсутствие удостоверения личности не является критичной проблемой, ведущей к автоматическому отказу. При нехватке любых документов беженец должен объяснить причину их отсутствия. В таком случае необходимая информация будет получена со слов иностранца.

Необходимые процедуры

Согласно неоднократно упомянутому в статье федеральному закону 4528-1, статья 3, соискатель статуса беженца в день подачи заявления обязан пройти дактилоскопическую экспертизу и сделать фотографию. Процедуру проводит сотрудник УВМ, результаты подшиваются в личное дело иностранца. Шестая статья закона указывает на необходимость пройти медосмотр и получить сертификат, подтверждающий отсутствие ВИЧ.

По административному регламенту, иностранец должен ответить на вопросы опросного листа или заполнить анкету. В первом случае данные заполняются уполномоченным сотрудником на русском языке, если необходимо — используются услуги переводчика. После опроса проводится собеседование, в котором миграционная служба решает вопросы, оставшиеся неотвеченными в опросном листе.

Прекращение оказания помощи

Оказание помощи приостанавливается в одном из пяти случаев.

  1. Лишение статуса беженца по любым причинам.
  2. Предоставление ложной информации при регистрации или взаимодействии с миграционными органами.
  3. Выезд за пределы Российской Федерации.
  4. Оформление РНП или ВНЖ.
  5. Совершение преступления или неоднократных административных правонарушений.

Также помощь урезают для официально трудоустроенных беженцев.

Социальная поддержка беженцев и вынужденных переселенцев

Проблема социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев остро встала перед Россией в связи с распадом СССР, сопровождаемом взрывом сепаратизма, вооруженными конфликтами, ломкой прежнего уклада жизни миллионов людей. Эти события спровоцировали потоки вынужденных переселенцев, резко обострил миграционные процессы в России.

Вынужденная миграция второй половины 90-х годов, на фоне усиления роли экономического кризиса, была вызвана следующими комплексными факторами: пронациональным законотворчеством, предполагающим дискриминацию по языковому и национальному признакам; резким снижением уровня жизни (в большей степени у лиц некоренных национальностей); усилением этнокультурной дистанции; высоким напряжением на рынке труда; ухудшением экологии (образованием зон природных и техногенных катастроф).

Первые беженцы появились уже в 1989 году. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок – месхетинцев. В 1990 году из Баку прибыло 90 тыс. человек, из них около двух третей – русские. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыли 100 тыс. осетин.

Характерной особенностью миграционной ситуации в эти годы являлось преобладание концентрации мигрантов в центральных, достаточно густонаселенных старо обжитых регионах с благоприятными природными условиями, относительно высоким уровнем социально-экономического развития и спокойной политической обстановкой. Серьезное воздействие на ситуацию оказывало наличие очагов, способствующих возникновению вынужденной миграции в Чеченской республике и в районе Осетино-ингушского конфликта.

Сложившаяся ситуация привела к необходимости принятия Правительством РФ срочных мер, обеспечивающих помощь и поддержку людям, которые вынуждены были покинуть места своего прежнего проживания.

Основными руководящими документами в работе с вынужденными переселенцами и беженцами являются законы Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (1995) и «О беженцах» (1997), предусматривающие решение вопросов, связанных с предоставлением статуса вынужденного переселенца и беженца, реализацией комплекса организационных, экономических, правовых, финансовых, информационных и других мероприятий, направленных на оказание помощи вынужденным мигрантам в обустройстве на новом месте жительства.

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо в следствие реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 28.12.1995.).

Беженец – лицо, которое является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Закон РФ «О беженцах» от 28.06.1997.).

Таким образом, беженцем обычно считается человек, который пересек границу другого государства, убегая от опасности. В России беженцами называют людей, находящихся на территории РФ и не имеющих российского гражданства, которые по некоторым дискриминирующим причинам не имеют возможности вернуться к себе на Родину.

Вынужденные переселенцы – это те же беженцы, но являющиеся гражданами России. Они имеют гражданство РФ и подверглись дискриминации по пяти признакам: расовому, этническому, конфессиональному, социальному и политическому. Международное право не знает такой категории населения. В других странах существуют «внутри перемещенные лица». Это люди, которые вынужденно перемещаются внутри одной страны из-за природных катаклизмов, техногенных катастроф, либо военных действий. В РФ такого понятия в праве не существует. Хотя, именно под него попадают, например, беженцы из Чечни.

Сравнивая основные льготы, предоставляемые законодательством вынужденным переселенцам и беженцам, необходимо заметить: хотя закон предоставляет беженцам все основные права граждан России, однако существуют некоторые ограничения. Так, в отличие от вынужденных переселенцев они, например, могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в льготную очередь на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев – нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время получения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам – нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев – учащихся техникумов и студентов ВУЗов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.

Решение о признании вынужденным переселенцем принимает территориальный отдел по делам миграции. В случае, если миграционная служба отказывает в предоставлении статуса, есть возможность подать жалобу сначала в вышестоящую инстанцию, а потом в суд. А пока жалоба рассматривается, человек имеет право жить в Центре временного размещения и получать бесплатную медицинскую помощь и лекарства. Ему обязаны выдать документ, подтверждающий его легальное положение и гарантирующий защиту определенных законом прав.

Порядок признания лица беженцем и вынужденным переселенцем, предусмотренный законом, включает в себя три этапа:

1. Обращение с ходатайством о признании беженцем, вынужденным переселенцем. Прежде всего заполняется бланк ходатайства о признании беженцем или вынужденным переселенцем. Его выдают в органе миграционной службы, российском посольстве или консульстве.

2. Выдача свидетельства о рассмотрении (регистрации) ходатайства либо об отказе в рассмотрении дела по существу. Принятое ходатайство рассматривается не более 3-х месяцев со дня его регистрации. При положительном решении миграционная служба принимает решение о выдаче свидетельства. Вынужденным переселенцам, достигшим 18-ти лет, выдается свидетельство о регистрации ходатайства. К одному из родителей заносятся сведения о несовершеннолетних детях.

Беженцам выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Оно служит единственным удостоверением его личности, т.к. паспорт остается на хранении в миграционной службы. При принятии решения о выдаче свидетельства оформляется на беженца и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем, куда заносятся сведения о детях.

3. Выдача удостоверения беженца, вынужденного переселенца либо уведомления об отказе в признании беженцем. Человеку, получившему статус беженца или вынужденного переселенца, выдается специальное удостоверение с фотографией, которое предъявляется вместе с паспортом. Такие документы должны выдаваться каждому члену семьи старше 18 лет. Сведения о детях моложе 18 лет вписываются в удостоверение только одного из родителей.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет. Если же обстоятельства, вынудившие лицо покинуть родину, остались прежними, то срок признания беженцем продлевается на каждый последующий год. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Утрата статуса беженца и вынужденного переселенца может осуществиться если: человек уже устроился в России, имеет постоянное жилье и работу. В законе уже указаны три основания утраты статуса: если беженец получил российское гражданство (тогда он может приобрести статус вынужденного переселенца) или гражданство любого другого государства; если он выехал из России на постоянное место жительства в другую страну или добровольно вернулся обратно; если добровольно обратился за помощью или защитой в другую страну; если не имеет определенного гражданства и отсутствуют препятствия возвращения в государство своего прежнего местожительства. Вынужденные переселенцы утрачивают свой статус, приняв новое гражданство или выехав из России на постоянное место жительство.

Читайте также:  Как получить статус политического убежища в РФ в 2020 году

Условия и порядок предоставления помощи вынужденным переселенцам определяются Правительством РФ в его Постановлениях: «О предоставлении вынужденным переселенцам беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья» от 23.01.1997 №106; «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» от 30.04.1997 №510. Ими и другими нормативными документами руководствуются территориальные органы в работе с вынужденными переселенцами.

Для первичной помощи мигрантам созданы специальные учреждения: Пункты первичного приема вынужденных переселенцев, Центры временного расселения вынужденных переселенцев, Центры временного размещения иммигрантов. Задачи специалистов этих учреждений – оказать первую психологическую помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.

Для социально-незащищенных категорий, не имеющих никакой возможности самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в Пункте первичного приема. Попасть туда возможно только по направлению регионального отдела по делам миграции. После регистрации ходатайства вплоть до его рассмотрения (то есть в течение трех месяцев) социально незащищенных могут поселить в Центре временного размещения. Направление в Центр также выдается миграционными органами. Действительно оно в течение пяти суток со дня выдачи. Если вынужденные переселенцы за это время не вселились, значит, направление утрачивает свою силу. Всего в России организовано около 90 Пунктов первичного приема и 20 Центров временного размещения.

К социально незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в Пункте первичного приема и Центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды 1 группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Кроме того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в Центре.

Получив статус беженца или вынужденного переселенца, человек по месту постоянного жительства может в соответствии с Российским законодательством получить также помочь от социальных служб системы социальной защиты населения. Задача социальных работников состоит в том, чтобы помочь вынужденному переселенцу или беженцу адаптироваться к новому месту жительства: обустроить жилье, получить работу, устроить детей.

Одним из наиболее важных вопросов является жилищное обустройство вынужденных мигрантов. Существует три основные возможности получения жилья: за счет средств федерального бюджета; из фондов муниципальных образований; за счет личных сбережений мигранта. Наиболее перспективной представляется – первая возможность. Федеральный бюджет предлагает несколько форм жилищного обустройства: предоставление беспроцентных возвратных ссуд; предоставление безвозвратных субсидий; приобретение (покупка) жилья.

До 2002 года основной формой являлось получение долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство, покупку или ремонт жилья. С 2002 года жилищное обустройство вынужденных переселенцев, в том числе и не имеющих льгот на получение жилья, осуществляется в форме безвозмездной субсидии, выдаваемых в соответствие с приказом МВД России от 9 октября 2002 года №971 «Об утверждении порядка предоставления вынужденным переселенцам безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья». Но не все мигранты могут решить жилищный вопрос с помощью ссуд и субсидий. Наиболее социально-незащищенным семьям могут быть предоставлены бесплатные квартиры согласно льготной очереди.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» выплачивается единовременного денежное пособие. Размер пособия – минимальный месячный оклад на каждого члена семьи при размещении в городе и два минимальных месячных оклада при размещении в сельской местности, при этом 50% пособия выплачивается после постоянной регистрации в сельской местности.

Беженцы и вынужденные переселенцы как и все граждане РФ имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Они также имеют право на социальную защиту и социальное обеспечение. Им на общих основаниях начисляются пенсии и другие социальные выплаты.

Органы государственной власти, управления и местного самоуправления обязаны предоставлять в первоочередном порядке одиноким беженцам и вынужденным переселенцам пенсионного возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном уходе, места в учреждениях социальной защиты населения. К числу таких учреждений относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Пенсионеры и инвалиды этой категории населения могут получать помощь от центров социального обслуживания в трех формах: они могут быть зачислены в отделения дневного пребывания для бытового, медицинского, культурного обслуживания, отдыха, занятий посильной трудовой деятельностью; для них может быть организовано надомное обслуживание с помощью социальных работников; остро нуждающимся в социальной поддержке может быть оказана срочная социальная помощь (предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости; обеспечение бесплатным питанием или продуктовыми наборами; оказание материальной помощи; оказание экстренной психологической помощи).

Практика показала, что процесс адаптации к новому месту жительства идет успешнее и быстрее у тех вынужденных переселенцев, которые селятся компактно. Федеральная миграционная программа рекомендует шире внедрять в практику коллективные переселения и строительство компактных поселений.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность трудной жизненной ситуации трудового мигранта.

2. Что является преобладающими причинами включения людей в миграционные потоки?

3. Почему миграции с целью получения профессионального образования являются в РФ социально одобряемыми и поддерживаемыми?

4. Определите сходства и различия социального положения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ.

Рекомендуемая литература

Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и вынужденными переселенцами. – М., 2008.

Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение – М., 2007.

Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Нелегальная иммиграция: риски и опасности. – М., 2007.

Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: Правовое регулирование. – М., 2006.

Юдина Т.Н. Социология миграции. – М., 2006.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

беженцы, вынужденные переселенцы

Человек, который прибыл в другую страну и обратился к органам власти с просьбой о том, чтобы ему предоставили убежище, – это лицо, которое ищет убежище. Но получить разрешение на въезд в страну, где можно обратиться с просьбой о предоставлении убежища, непросто. В последнее время во многих государствах миграция ассоциируется с признаками отсталости, поэтому отношение к мигрантам становится все более отрицательным. Пограничники постоянно ищут любые зацепки, чтобы человек не попал на территорию страны. Как правило, мигрантам отказывают во въезде из-за отсутствия паспортов и правильно оформленных документов, удостоверяющих личность.

В большинстве государств действуют законы, которые устанавливают определенные рамки времени, в течение которых лица ищут убежища после их прибытия в чужую страну. Прибывший в течение указанного периода должен обратиться в соответствующий орган и подать ходатайство о том, что его признали беженцем, иначе он может быть депортирован обратно как иностранец, который незаконно находится на территории страны. Органы государственной власти прибегают к процедурам определения статуса беженца, чтобы считать лицо, ищущее убежища, таковым.

В XXI веке беженцы и вынужденные переселенцы не перестают быть проблемой. Это зачастую происходит из-за того, что во многих странах происходят либо вооруженные конфликты, либо критические социальные ситуации, либо дискриминация по разным (в том числе национальным) признакам. Для решения такого рода проблемы действует такая международная организация как Управление Верховного комиссариата Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В 1951г. Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция о статусе беженцев, а в 1992 году к ней присоединилась и Российская Федерация.

В России статус беженцев определяется Федеральным законом от 19.02.993 года № 4528-1 «О беженцах».

В соответствии с этим законом беженец – это не являющееся гражданином России лицо, которое находится вне своей страны, не хочет туда возвращаться из-за опасений стать жертвой преследований (по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений либо принадлежности к определенной социальной группе).

В соответствии с законодательством граждане, которые получили статус вынужденных переселенцев, должны быть размещены в специальном Центре для их размещения. Директор осуществляет непосредственное руководство Центром.

Центр – это государственное специальное учреждение Федеральной миграционной службы, предназначенное для временного проживания лиц, которые получили свидетельство о регистрации по ходатайству о признании их вынужденными переселенцами. Основными задачами данного центра являются:

  • – обеспечить право на временное проживание размещенных в нем лиц;
  • – организовать содействие размещенным в нем лицам в их социальной адаптации и социализации;

В соответствии с этими задачами центр:

  • – выполняет прием, а также предоставляет места для временного проживания лицам, размещенным в нем;
  • – организует бытовое обслуживание и питание лиц, размещенных в нем;
  • – обеспечивает проведение медицинского осмотра и оказание первой медицинской помощи лицам, размещенным в нем;
  • – представляет документы, которые необходимые для регистрации размещенных лиц по месту их пребывания, в органы регистрационного учета;
  • – организует проведение социально-психологических, а также юридических консультаций для размещенных в нем лиц, их языковую и профессиональную переподготовку;
  • – содействует размещенным в нем лицам в решении вопроса об обеспечении их детей местами в школах и других общеобразовательных учреждениях;
  • – обеспечивает на территории центра охрану общественного порядка;
  • – содействует размещенным в нем лицам в получении информации о возможности трудоустройства в местах, рекомендуемых для постоянного жительства.

В данном Центре имеется оборудование, которое отвечает требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям; оборудование обеспечивается в соответствии с установленными нормативами помещения.

Размещенным лицам в центре предоставляют трехразовое питание. Питание предоставляется по талонам, как на платной, так и на бесплатной основе.

Бесплатное питание предоставляется только тем лицам, которые не имеют дохода либо заработка. Все нормы и положения расходов на бесплатное питание устанавливаются в соответствии с Федеральной миграционной службой России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решения о частичном либо полном освобождении от платы за питание в данном центре малообеспеченных размещенных лиц. Лица, которые временно покидают центр, в период своего отсутствия не обеспечиваются питанием. Приготавливать пищу можно и индивидуально, но допускается в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

Все эти условия предоставляются в течение тридцати дней с момента признания его вынужденным переселенцем.

Законодательство России также предусматривает создание фондов помощи вынужденным переселенцам и беженцам, они являются некоммерческими организациями. Все они создаются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов России, на федеральном и региональном уровнях и преследуют только благотворительные, социальные и другие общественно полезные цели.

Таким образом, проблема беженцев и вынужденных переселенцев в России не остается без должного внимания. Ее решение в плане социальной защиты объектов проблемы направлено на процветание страны через помощь людям.

Ссылка на основную публикацию