Статус беженцев и вынужденных переселенцев в 2020 году

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ в 2020 году

Основное отличие беженцев от вынужденных переселенцев заключается в том, что первые не признаются гражданами РФ. Причинами, по которым произошло перемещение граждан и в первом и во втором случае являются: опасение, риск быть подвергнутым враждебными группировками, либо преступное действие, которое уже против лица совершено. Получив официальный статус беженца и вынужденного переселенца граждане могут рассчитывать на определенные льготы со стороны РФ. В статье рассмотрим, что собой представляет статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ в 2020, а также какие права предоставляет такой статус и как его оформить.

Причины переселения

Основные причинами переселения граждан в РФ могут являться риски притеснения граждан по социальным или политическим признакам:

  • По расовой, либо по национальной принадлежности;
  • По вероисповеданию;
  • По языку;
  • По политическим убеждениям;
  • По принадлежности к определенной соцгруппе.

Важно! Помимо социальных и политических причин, миграции могут быть связаны с природными катаклизмами или экономическими проблемами в стране.

Статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Получив статус вынужденного переселенца в ГУВМ МВД, иностранное лицо получит определенные права:

  • Единовременное денежное пособие;
  • Проживание в центре вынужденных переселенцев, в том случае, если ему негде жить;
  • Компенсация проезда от места, где регистрируется статус до места временного проживания;
  • Жить в центре временного проживания, питаться и пользоваться коммунальными услугами;
  • Право на медпомощь в медучреждениях и лекарственные препараты.

Со стороны конституционного права РФ вынужденные переселенцы рассматриваются как граждане РФ, то есть как проживающего на законных условиях. Понятие «беженец» применяется к лицу, которое прибыло в РФ из другой страны и не является гражданином РФ. Права беженцев и вынужденных переселенцев схожи. После того, как переселенцы подтверждают свой статус они вправе рассчитывать на:

  • Выбрать место для ПМЖ из тех, что предложены миграционной службы;
  • Получить гражданство РФ на льготных условиях;
  • Получать помощь от органов власти.

Вынужденные переселенцы также вправе рассчитывать на ссуду для приобретения жилья, либо на его строительство. В этом случае государство предоставляет беспроцентный долговременный заем. Административно-правой статус определяет для такой категории граждан гражданство, дееспособности и права.

Чем отличается статус беженца от статуса вынужденного переселенца

Алгоритм оформления статуса беженца и статуса вынужденного переселенца во многом схож. Также сходство имеют права и обязанности этих категорий граждан. Но несмотря на это отличия имеются. Беженцы, официально подтвердившие свой статус, имеют права российских граждан:

  • Участвовать в общественной деятельности;
  • Работать по найму;
  • Регистрироваться в качестве предпринимателя и осуществлять коммерческую деятельность без специального разрешения;
  • Получать соцзащиту и соцобеспечение.

Право на приобретение недвижимости у беженцев имеет некоторые ограничения. Например, для них предусмотрено повышенное налогообложение, а также запрет на покупку жилья в районах, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 №508. По отношению к беженца не применяются преимущества, действующие для вынужденных переселенцев:

  • Безвозмездные субсидии для покупки или строительства жилья;
  • Выплата стипендий при обучении или переобучении;
  • Оказание содействия в переводе детей в вузы РФ;
  • Постановка на очередь для получения жилплощади.

Важно! После того, как будет оформлен статус беженца, либо статус переселенца, иностранному лицу выдадут соответствующее свидетельство. Выдается оно на определенный срок, по истечение которого иностранный гражданин должен его продлить, либо покинуть страну.

Порядок оформления свидетельства

В отличие от беженца, получить статус переселенца можно только на территории РФ. Для беженцев такая возможность предусмотрена и до пересечения границы. Для этого необходимо подать ходатайство в письменном виде, заполнив определенную форму. Заполнить форму можно только на русском языке. Обратиться и беженцам и вынужденным переселенцам нужно будет в территориальное отделение ГУВМ МВД РФ. Беженцы также могут подать ходатайство:

  • В дипломатическое представительство, в консульство, в том случае если лицо находится не в РФ;
  • В пограничное отделение ФСБ, в случае законного или вынужденного пересечения границы РФ.
Читайте также:  Работа и приоритетные в России для беженцев в 2020 году

Алгоритм действий для получения статуса беженца или вынужденного переселенца будет следующим:

  • Обратиться в ГУВМ с ходатайством. Бланк можно найти на официальном сайте управления. При заполнении необходимо обосновать необходимость получения того или иного статуса;
  • Ожидать решение. Решение выносится в течение 3-х месяцев с момента подачи ходатайство. При этом решение может быть положительным, либо в присвоении такого статуса могут отказать.

Документы, необходимые для оформления свидетельства:

  • Удостоверяющий личность, либо если это ребенок до 14 лет, то свидетельство о рождении;
  • Свидетельство о браке;
  • Документы, подтверждающие родственные связи между семьей беженца или переселенца. Это может быть документ о подтверждении отцовства, об удочерении, об усыновлении, о смене фамилии и т.д.;
  • Документы, подтверждающие полномочия представителя.

К этому перечню документов нужно будет приложить 2 фото самого заявителя и по 2 фото по каждому члену семьи, если они достигли 18 лет.

Как заполнить ходатайство

Бланк ходатайства состоит из 23 пунктов. Заполняя такой бланк необходимо указать те причины, которые вынудили покинуть свою страну. Если имеются документы, подтверждающие эту причину, то их также прикладывают к заявке. До принятия решения документы будут рассмотрены и проверены все указанные данные. В случае необходимости с иностранцем проводятся индивидуальные собеседования (Читайте также статью ⇒ Как и где получить удостоверение беженца в РФ в 2020).

Важно! Оплачивать в РФ за получение статуса беженца или статуса вынужденного переселенца не требуется. Все процедуры, связанные и с подачей и с продлением документов осуществляются бесплатно.

Срок действия статуса

Для беженцев и переселенцев срок, который действует присвоенный статус будет отличаться:

  • Для вынужденных переселенцев срок действия статуса составляет 6 лет, поде чего он может ежегодно продляться;
  • Для беженцев срок не установлен.

Продление статуса

Для того, чтобы продлить срок действия статуса временного переселенца, необходимо наличие определенных оснований. Таким основание может являться отсутствие своего жилья, что обусловлено различными причинами, например, непредоставление соцвыплат, субсидий или помощи от государства. Для того, чтобы продлить статус потребуется обратиться в ГУВМ МВД РФ и подать следующие документы:

  • Заявление о продлении статуса и согласие на обработку данных;
  • Паспорт заявителя, иной документ, удостоверяющий личность (Читайте также статью ⇒ Единовременные пособия вынужденным переселенцам и беженцам в 2020).

Льготы переселенцам в 2020 году

Как и во многих других странах, в России государство оказывает социальную и материальную поддержку беженцам и вынужденным переселенцам. Какие виды помощи являются более значительными, чем другие, но для людей, которым пришлось бросить постоянное место жительства и перебраться в другую страну, любая помощь кажется существенной. Давайте выясним, какие полагаются льготы переселенцам в 2020 году.

Кто признается вынужденным переселенцем

Статус вынужденного переселенца является действительным в течение 5 лет, после чего он аннулируется.

Согласно действующему законодательству, вынужденным переселенцем называют гражданина России, который оставил привычное место проживания из-за того, что его самого или его семью преследуют, подвергают насилию, если имеется реальная угроза преследования из-за религиозных убеждений, национальной и расовой принадлежности, языка, политических убеждений, принадлежности к какой-либо социальной группе. Указанные отличия переселенца и членов его семьи должны были стать основанием для организации враждебных кампаний против него или группы лиц, а также нарушения общественного спокойствия.

Вынужденный переселенец должен соответствовать следующим условиям, чтобы получить соответствующий статус и претендовать на какие-либо льготы со стороны федеральный и региональных властей:

  • должен являться гражданином РФ, который не по собственной воле оставил прежнее место жительства, расположенное за пределами России, и переехал в Россию;
  • должен иметь российский паспорт и быть вынужденным оставить привычное место проживания, расположенное в каком-либо регионе России, и перебраться в другой регион России.

Кроме того, вынужденные переселенцы – это еще и граждане бывшего советского союза, которые проживали на постоянной основе на территории одной из республик-участниц СССР, которые приобрели статус беженца в России и затем утратили данный статус из-за вхождения в гражданство РФ, при условии наличия оснований, по которым они не смогли обустроиться во время действия статуса беженца на территории РФ.

Льготы переселенцам: обеспечение жильем

Вынужденные переселенцы с приобретением данного статуса приобретают право на получение жилья, оплаченного из средств федерального бюджета – такой порядок оказания помощи предусмотрен подпрограммой государственной программы “Жилище”, рассчитанной на период с 2015 до 2020 года.

Поскольку бюджет программы весьма ограничен в виду финансового кризиса в стране, решено было вместо квартир предоставлять переселенцам субсидии (социальные выплаты) на самостоятельную покупку квартиры. Обладатель статуса вынужденного переселенца оформляет именной жилищный сертификат, который в последствии дает ему право на получение целевых средств.

Данная мера положительно повлияла на ход реализации программы, поскольку решение проблем с жильем было существенно ускорено, переселенцы смогли реализовать свое право на свободный выбор места проживания, жилье было выбрано такое, которое соответствовало бы нормам площади и санитарным и техническим нормам, покупка жилья на рынке недвижимости позволила сразу оформлять ее в собственность.

Жилищная субсидия выплачивается получателю в безналичной форме путем перевода средств на счет в банке из денег государственного бюджета. Социальная выплата считается совершенной с даты исполнения банковским учреждением распоряжения владельца счета о перечислении средств субсидии в счет оплаты купленной квартиры, оформленной по договору купли-продажи, предъявленному владельцем банковского счета.

Льготы переселенцам: социальное пособие

Обладателям статуса вынужденного переселенца выплачивается небольшое социальное пособие. Выплата предоставляется разово не только лицу, оформившему свидетельство о проведении регистрации ходатайства о присвоении ему статуса вынужденного переселенца, но и каждому из членов его семьи, включая всех несовершеннолетних. Размер пособия составляет 100 рублей.

Величина пособия увеличивается в случае, если семья переселенца признана малообеспеченной. Тогда на самого обладателя свидетельства о приеме ходатайства на присвоение статуса вынужденного переселенца и на каждого из членов его семьи, включая детей младше 18 лет, выделяется по 150 рублей. Выплата производится только один раз – это не регулярное пособие.

Чтобы оформить данное пособие, необходимо обратиться в региональное отделение ГУВМ МВД (бывшего УФМС) по месту пребывания семьи переселенца и подать письменное заявление, в котором указываются все переехавшие с переселенцем члены семьи. К документы прикладываются ксерокопия паспорта и свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Специалисты МВД могут потребовать предоставления дополнительных документов, если оформляется пособие в повышенном размере. Оно может быть получено:

  • одиноко проживающими пенсионерами;
  • одиноко проживающими инвалидами;
  • семьями, состоящими только из инвалидов и/или пенсионеров;
  • матерью-одиночкой или отцом-одиночкой с несовершеннолетним ребенком/детьми;
  • многодетными родителями, воспитывающими 3 и более несовершеннолетних детей.

Льготы переселенцам: компенсация провоза багажа и переезда

Семье вынужденного переселенца, помимо жилья и социальных выплат, полагается также компенсация стоимости билетов и перевозки личных вещей. Чтобы получить выплату, необходимо в течение 10 дней после регистрации в региональном отделении ГУВМ МВД по месту пребывания подать здесь же заявление по утвержденному образцу о возмещении затрат на переезд и на перевозку личных вещей. В заявлении необходимо прописать имена всех переехавших несовершеннолетних членов семьи.

Деньги будут перечислены на банковский счет. Размер компенсации не может превысить величину фактически понесенных расходов. Возмещение затрат предоставляется по правилу – не более 100 кг груза на одного члена семьи заявителя. Будут учитываться тарифы на перевозку грузов выбранным транспортом.

Чтобы претендовать на получение компенсации за переезд и провоз багажа, следует выбирать:

  • автобус общего типа при использовании автомобильного транспорта;
  • салоны эконом-класса при перелете на воздушном транспорте;
  • места 3 категории кают судов транспортных маршрутов, если используются услуги водного транспорта;
  • места 4 категории кают судов транспортных линий при переезде морским транспортом;
  • плацкартные вагоны поездов при следовании железнодорожным транспортом.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-IО вынужденных переселенцах
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153О предоставлении жилищной субсидии переселенцам
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724О выплате социального пособия вынужденному переселенцу

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин, переехавший из одного региона России в другой по причине отсутствия возможности трудоустроиться, претендует на льготы для переселенцев.

Комментарий: Для получения льгот, предназначенных для переселенцев, нужно доказать, что переезд был совершен по причине угроз или преследований переселенца и членов его семьи.

Ошибка: Вынужденный переселенец, имевший реальные причины для переезда в другой регион России, претендует на получение льгот без предварительного оформления официального статуса переселенца.

Комментарий: Прежде чем обращаться за льготами для переселенцев, необходимо узаконить свой статус, получив свидетельство о регистрации ходатайства на присвоение статуса переселенца.

Читайте также:  Беженцы в России из Украины и их правовой статус в 2020 году

Ответы на распространенные вопросы про льготы переселенцам

Вопрос №1: Можно ли считать преследование со стороны властей лица, подозреваемого в совершении преступления, которого он в действительности не совершал, поводом для получения статуса вынужденного переселенца?

Ответ: Нет, а такой ситуации остается только сдаться властям и доказать свою невиновность, после чего продолжать жить прежней жизнью.

Вопрос №2: Супруг фигурировал в уголовном деле как подозреваемый, но был оправдан и отпущен на свободу, однако, соседи с тех пор относятся к семье враждебно. Можно ли считать это поводом к переселению и получению соответствующего статуса?

Ответ: Да, но только в том случае, если семья получает реальные угрозы, а не только упреки или насмешки со стороны соседей.

? Видео-советы. Какая помощь есть переселенцам в РФ по Госпрограмме ?

В видео раскрывается информация о помощи переселенцам в РФ по Госпрограмме. Конкретные первые шаги на подачу документов для РВП⇓

Особенности правового статуса вынужденного переселенца в 2020 году

Как и в других демократических государствах, проблема миграции в России довольно актуальна. Основными причинами существования данной проблемы являются межнациональные конфликты, проявление насилия, политически, религиозные, а также другие виды преследования людей. Миграционные движения достаточно мощные, и именно этим обусловлено наличие законодательных регуляторов, сфера действия и особенности которых детально описана в статье.

Определение понятия «вынужденный переселенец»

Узнать об особенностях данного статуса, и о категории лиц, имеющих право на его получение, можно в ФМС, а также с помощью интернета на сайте миграционной службы или на портале Государственных услуг.

Статус вынужденного переселенца получают лица, являющиеся российскими подданными, которые:

  • постоянно проживали в иностранном государстве и вернулись в РФ в силу существования определенных причин;
  • раньше проживали в одном регионе федерации, а потом переехали в другой.

Помимо представленной категории лиц, обладателем статуса вынужденного переселенца вполне может быть иностранец, в данный момент законно проживающий в России.

Кто может получить статус

Право на получение статуса вынужденного переселенца имеют лица, которые вынуждены были покинуть место своего постоянного проживания по причине применения в отношении их насильственных действий или же в результате преследования, обоснованного следующими признаками:

  • религиозные убеждения;
  • политические преференции;
  • язык;
  • национальная принадлежность;
  • раса.

При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств, согласно нормам специального законодательства, оформить и получить статус вынужденного переселенца вправе следующие лица:

  1. Российские подданные, покинувшие иностранное государство;
  2. Российские подданные, которые мигрировали с одного региона России в другой;
  3. Прибывшие лица — апатриды и иностранцы, законно проживающие на территории России, но при этом вынужденные поменять место жительства;
  4. Граждане стран, ранее входящих в состав СССР, которые были наделены статусом беженцев, но в связи с оформлением гражданства РФ утратили его;
  5. Ребенок, рожденный в период не позже десяти месяцев после прибытия его родителей в РФ и после оформления ими статуса вынужденных переселенцев.

Порядок оформления статуса вынужденного переселенца

Чтобы оформить статус, необходимо обратиться в отделение Федеральной миграционной службы с соответствующим ходатайством. С процедурой оформления и перечнем документов, которые нужно предоставить сотрудникам службы, возможно ознакомиться на сайте ФМС или на портале Госуслуг. Бланк ходатайства также можно скачать с данных ресурсов.

При составлении заявления необходимо как можно детальнее описать причины, по которым заявитель и члены его семьи покинули постоянное место жительства. Документ подается лично заявителем, либо уполномоченным лицом. Во втором случае представитель должен предоставить нотариально заверенную доверенность, на основании которой он имеет право подать ходатайство вместо своего доверителя.

После подачи материалов сотрудники государственного органа, в которое обратилось лицо, рассматривают заявление и тщательно изучают обстоятельства переезда и причины их возникновения.

Сведения, учитываемые при рассмотрении обращения:

  • анкетные данные заявителя;
  • результат индивидуального собеседования, которое прошло претендующее лицо;
  • итоги проверок, проведенных с целью подтверждения либо опровержения предоставленной ходатаем информации;
  • обстоятельства, ставшие причиной миграции в Россию.

В результате принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства либо об отказе в рассмотрении, ФМС выдаст соответствующее уведомление. По завершении процедуры заявитель получает удостоверение вынужденного переселенца, которое содержит сведения о его обладателе и несовершеннолетних членах его семьи. Процесс оформления статуса длится не более 3 месяцев.

Следует отметить, что наличие данного статуса дает его обладателю определенные права и наделяет обязанностями, которые будут рассматриваться далее.

Срок действия удостоверения, подтверждающего наличие статуса, составляет 5 лет. По истечении данного периода его можно продлить.

Перечень документов, необходимых для продления действия удостоверения:

  • заявление с просьбой продлить срок действия статуса с подписью заявителя;
  • согласие лица, подавшего заявление, на обработку его персональных данных;
  • прежнее удостоверение, срок действия которого истек;
  • выписка из ЕГРП. Если заявитель не предъявил данный документ, сотрудник государственной структуры, который занимается вопросом продления удостоверения, может послать запрос в госреестр самостоятельно.

Процедура пролонгации занимает максимум 21 день. Отсчет установленного периода начинается с того момента, когда зарегистрировано заявление о продлении статуса. Основания для аннулирования статуса вынужденного переселенца:

  1. Имеет место прекращение российского гражданства;
  2. Обладатель удостоверения переезжает в другую страну на ПМЖ;
  3. Срок действия удостоверения истек и дальнейшего продления не осуществлено;
  4. При условии использования неправдивой информации и фальшивых документов во время оформления статуса. Помимо аннулирования удостоверения, совершение данного правонарушения предусматривает привлечение к ответственности.

Перечень основных прав и обязанностей вынужденных переселенцев

Права, которые даются лицу, прошедшему регистрацию, необходимую для получения удостоверения вынужденного переселенца:

  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • ежемесячные социальные выплаты;
  • предоставление бесплатных услуг по транспортировке багажа;
  • предоставление бесплатного жилья в случае необходимости;
  • бесплатное питание;
  • освобождение от оплаты за предоставленные коммунальные услуги в том случае, если обладатель статуса находится в пределах пункта временной дислокации.

После получения удостоверения все перечисленные права в соответствии с предписанием закона сохраняются, кроме права на ежемесячные выплаты.

К обязанностям вынужденных переселенцев относится:

  • придерживаться распорядка, установленного в территориальном пункте временного дислокации;
  • при смене места жительства лицо обязано сообщить об этом в иммиграционную службу;
  • обязательная процедура переучета в службе миграции один раз в год.

Кто не сможет получить статус вынужденного переселенца

Право получить удостоверение переселенца не имеют следующие лица:

  1. Не может быть признано переселенцем лицо, которое совершило преступление, классифицированное УК РФ как тяжкое (лишение свободы на срок не более 10 лет);
  2. Лицо, которое совершило преступление против человечества;
  3. В тех случаях, когда причиной переезда был голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации, экономический кризис в стране, на территории которой проживал переселенец;
  4. Не подавшие заявление о присвоении соответствующего статуса на протяжении одного года после прибытия;
  5. Если с момента получения российского паспорта на основании наличия статуса беженца прошел срок более 1 месяца.

Все вопросы относительно получения удостоверения вынужденного переселенца регулируются соответствующим законом, последние изменения в который были внесены в 2014 году. На данный момент нормативно-правовой акт с внесенными изменениями и поправками, на основании которого осуществляется оформление статуса вынужденного переселенца, действующий.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
“О беженцах”

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

ГАРАНТ:

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Читайте также:  Беженец и вынужденный переселенец: основные отличия в 2020 году

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

Статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Указанные нормативно-правовые акты:

– определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;

– регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;

– описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;

– устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;

– перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.

Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:

  • они не являются гражданами РФ;
  • они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
  • они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
  • они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.

Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.

Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» установлен порядок получения и оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, права и обязанности лиц данной категории. В целом они имеют схожий порядок.

Получение статуса беженца и вынужденного переселенца требует от заинтересованного человека подачи соответствующего ходатайства в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на осуществление функций по надзору и контролю в области миграции, по месту пребывания (за рубежом – в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ).

Подобное ходатайство подается и рассматривается в установленные законодательством сроки. По итогам проверки представленных сведений уполномоченный орган выдает свидетельство о принятии и регистрации ходатайства. Это обстоятельство распространяет на данное лицо комплекс необходимых прав и позволяет поселиться в центр временного размещения. После предварительного рассмотрения ходатайства уполномоченный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца или беженца. Подобное решение сопровождается выдачей удостоверения установленного образца, которое действительно на всей территории РФ в течение трех лет для беженца и пяти лет для вынужденного переселенца.

В необходимых случаях по заявлению заинтересованного лица статус вынужденного переселенца либо беженца может быть продлен на каждый последующий год. Для лиц, признанных беженцами, предусмотрен ежегодный переучет.

Согласно статье 2 ФЗ «О беженцах» положения данного нормативного акта не распространяются на лица, которые:

– совершили военное преступление, преступления против мира или человечества;

– совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;

– виновны в совершении деяний, которые противоречат целям и принципам деятельности ООН,

– в настоящее время находятся под защитой или пользуется помощью иных органов либо учреждений ООН, за исключением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и т.д.

В законодательстве установлены основания для отказа в предоставлении вышеуказанных статусов.

Отказ в предоставлении статуса беженца и отказ в принятии ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящем органе миграционной службы либо в суде.

Лица, которые были признаны в статусе беженцев либо вынужденных переселенцев, наделяются всеми правами и несут все обязанности наряду с гражданами РФ, но за исключением предусмотренных законодательством случаев.

Данная категория лиц имеет право в течение трех месяцев выбрать в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт либо из числа предложенных органами миграционной службы, либо из числа тех, в которых проживают их родственники при согласии последних.

Для лиц со статусом беженца в законодательстве предусмотрены льготные условия при приобретении ими гражданства России.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать вынужденным переселенцам и беженцам содействие и всестороннюю помощь при решении ими комплекса жизненных проблем, которые связаны с поиском и устройством на новом месте жительства.

Для обеспечения временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев должны создаваться центры временного размещения лиц, которые просят признать их в статусе переселенца либо беженца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» также установлены и основания, при наличии которых лицо утрачивает статус вынужденного переселенца или беженца.

Ссылка на основную публикацию