НДС налогообложение услуг иностранной организации в 2020 году

Январь 2020: обзор событий в сфере международного налогового планирования

В России

ИП стали налоговыми агентами в отношении прибыли иностранных компаний

Как известно, налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, исчисляется и удерживается налоговым агентом при каждой выплате доходов. Налоговым агентом до недавнего времени признавались только российские организации или иностранные организации, действующие в России через постоянное представительство, выплачивающие доход в адрес иностранной организации.

Новая редакция части 1 статьи 310 Налогового кодекса РФ, действующая с 1 января 2020 года, теперь возлагает обязанности налогового агента в отношении доходов иностранных организаций и на индивидуальных предпринимателей.

Теперь при выплате иностранной организации дохода, полученного в РФ, индивидуальный предприниматель обязан исчислить, удержать и уплатить налог на прибыль, а также предоставить в налоговый орган информацию о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах.

Напомним, что при выплатах в адрес иностранных организаций налог у источника удерживается в отношении видов доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, а именно:

  • дивидендов;
  • иных распределений прибыли или имущества, включая ликвидационные;
  • процентов;
  • роялти;
  • доходов от продажи недвижимости или акций компаний с активами, состоящими более чем на 50% из недвижимости;
  • доходов от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходов от международных перевозок;
  • штрафов и пеней за нарушение российскими лицами договорных обязательств;
  • доходов от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых ПИФ, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иных аналогичных доходов.

Не подлежат обложению налогом у источника доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства такой организации в России.

Рекомендуемая форма уведомления об открытии счетов в «иных организациях финансового рынка»

ФНС России в письме от 26 декабря 2019 г. № ГД-4-14/26943@ направила для использования в работе до принятия соответствующего нормативного правового акта рекомендуемые формы уведомления резидентом налоговых органов об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов), открытых в банках и (или) иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Служба напомнила, что Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ в статью 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном контроле) внесены поправки, устанавливающие для резидентов обязанность сообщать о счетах, открытых не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Указанное изменение вступает в силу 01.01.2020.

Под «иными организациями финансового рынка» Закон о валютном контроле (часть 1 статьи 12) понимает организации, которые в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. На практике это могут быть брокерские, инвестиционные счета, расчетные счета в платежных системах и т.п.

Сведения, содержащиеся в рекомендуемой форме уведомления об открытии/закрытии счета, включают:

  • наименование банка или иной организации финансового рынка;
  • SWIFT код или БИК;
  • номер налогоплательщика (или его аналог), присвоенный в иностранном государстве, налоговым резидентом которого является банк или иная организация финансового рынка;
  • полный адрес;
  • код страны местонахождения;
  • номер счета (вклада);
  • дата открытия/закрытия счета (вклада);
  • статус счета (личный или совместный) и количество совладельцев (в случае совместного счета);
  • код валюты счета (вклада);
  • дата и номер договора.

Несмотря на то, что формы, содержащиеся в указанном письме, распространяются и на банки, и на иные организации финансового рынка, данное письмо не отменяет действующий Приказ ФНС России от 28 августа 2018 г. № ММВ-7-14/507@, которым утверждены формы и форматы уведомлений об открытии счетов/вкладов в иностранных банках.

Напомним, что обязанность уведомлять об открытии, закрытии или изменении реквизитов иностранных счетов установлена для валютных резидентов РФ частью 2 статьи 12 Закона о валютном контроле. Она не распространяется лишь на тех физических лиц – резидентов, которые пребывают за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности более 183 дней.

Уточнены требования валютного контроля по внешнеторговым контрактам

Центральный Банк, ФТС и ФНС России направили совместное письмо от 26 декабря 2019 г., разъясняющее некоторые вопросы валютного контроля по внешнеторговым контрактам в связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 256-ФЗ в части репатриации денежных средств.

Указанный закон с 1 января 2020 года отменяет требование об обязательной репатриации (т.е. получении на российские счета) резидентами – участниками внешнеторговой деятельности выручки от нерезидентов за переданные им товары или оказанные им услуги, в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами и нерезидентами, обязательства по которым выражены и подлежат оплате в российских рублях (за исключением определённых групп товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС).

Однако, отмена требования репатриации не означает отмену необходимости обеспечить надлежащее исполнение обязательств, в данном случае – получить от нерезидентов причитающиеся денежные средства.

В письме указывается, что резиденты, к которым не применяется требование репатриации, обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам путём получения от нерезидентов денежных средств «в том числе на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, или иными способами, разрешенными законодательством РФ» (что следует из новой части 4 статьи 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Также ведомства отметили, что по внешнеторговым контрактам, в отношении которых не применяется требование репатриации, сохраняются требования Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И по учету таких контрактов в уполномоченном банке, а также о представлении в уполномоченный банк, принявший на учет такой контракт, информации о сроках и способах исполнения обязательств в рамках таких контрактов.

Позиция Минфина России о применении статьи 54.1 НК РФ

Минфин России направил письмо от 13 декабря 2019 года № 01-03-11/97904, в котором высказал свою позицию по важному аспекту применению статьи 54.1 НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»).

Данная статья, направленная на борьбу с налоговыми злоупотреблениями, вступила в силу в августе 2017 года и была анонсирована как замена существовавшего ранее подхода, сформулированного в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53).

Согласно пункту 7 Постановления № 53, если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Такая позиция подразумевала, что признание налоговой выгоды необоснованной влечёт доначисление суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет так, как если бы налогоплательщик не злоупотребил правом. При этом такие варианты уменьшения налоговой базы, как, например, учёт расходов для целей налога на прибыль, могли быть применены, за исключением только той их части, которая необоснованно возникла в результате злоупотребления.

Статья 54.1 НК РФ, действующая в настоящее время, не опровергает данный подход, но в то же время не устанавливает обязанность налогового органа или суда пересчитывать налог так, как если бы злоупотребления не было (т.е. осуществлять так называемую налоговую реконструкцию).

Минфин России в вышеуказанном письме сообщил, что положения статьи 54.1 НК РФ, в отличие от сформированной на основе Постановления № 53 судебной практики, «не предусматривают возможность определения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае злоупотребления ими своими правами расчетным путем».

Ведомство делает вывод, что «учет расходов при исчислении налога на прибыль организаций при определении обязательств налогоплательщика, чьи действия по злоупотреблению своим правом подпадают под положения статьи 54.1 Кодекса, положениями статьи 54.1 Кодекса не предусмотрен».

Такой подход влечет для налогоплательщиков риск того, что даже в случае реальной хозяйственной операции, но с вовлечением в неё сомнительного контрагента (часто подконтрольного налогоплательщику) для создания формальных условий для уменьшения налоговой базы, налогоплательщику могут отказать в учёте всей суммы расходов по сделке (а не только той их части, которая приходится на проблемного контрагента и превышает реально понесённые расходы).

Отметим, что суды при рассмотрении соответствующих налоговых споров не связаны данным письмом Минфина, поскольку оно не является нормативно-правовым актом, не содержит и не конкретизирует правовых норм, а сама статья 54.1 НК РФ не содержит запрета на применение налоговой реконструкции в отношении доначислений налога.

В мире

Великобритания выходит из Европейского Союза

22 января 2020 года Парламент Великобритании принял законопроект о выходе из Евросоюза, который на следующий же день получил королевскую санкцию. 29 января соглашение о выходе из ЕС было одобрено Европейским Парламентом. Первоначально соответствующее решение было принято по итогам референдума, проведенного летом 2016 года.

Согласно ему, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии прекращает свое членство в Европейском Союзе 31 января 2020 года. До конца 2020 года будет действовать переходный период, в течение которого Великобритания и ЕС намерены выработать модель дальнейших отношений.

Несмотря на то, что Brexit повлечёт неизбежные изменения во многих сферах регулирования (в частности, финансовой, таможенной, налоговой, миграционной и др.), ожидается, что Великобритания продолжит тесное сотрудничество с ЕС по ряду направлений.

В частности, имплементация Великобританией некоторых директив ЕС в своё законодательство выходит за временны́е рамки Brexit и, по-видимому, будет завершена независимо от него.

Примером может служить Директива 2011/16/EU от 15 февраля 2011 г. «Об административном сотрудничестве в сфере налогообложения» (в редакции Директивы 2018/822 от 25 мая 2018 г. в части обязательного обмена информацией в отношении трансграничных схем, подлежащих декларированию). Соответствующие правила должны вступить в силу в Великобритании с 1 июля 2020 года – уже после Brexit, но ещё в течение переходного периода.

Они предполагают, что «посредники» в Великобритании будут обязаны сообщать в Налоговую службу (HMRC) о планируемых их клиентами трансграничных схемах, отвечающих определенным признакам. Полученная информация будет передаваться налоговым органам соответствующих стран ЕС, чтобы последние имели возможность оценить потенциальный риск от таких схем для своих юрисдикций. Под «посредниками» понимаются, во-первых, те, кто разрабатывает и продвигает трансграничные схемы («промоутеры»), и, во-вторых, те, кто оказывает помощь или дает советы в связи с такими схемами («сервис-провайдеры»).

Аналогичная ситуация имеет место с Директивой EU 2017/1852 от 10 октября 2017 г. «О механизмах разрешения налоговых споров в Европейском Союзе». Предполагается, что соответствующие Правила, касающиеся разрешения споров в области двойного налогообложения, должны вступить в силу в Великобритании с 14 февраля 2020 года.

Вместе с тем, в перспективе, нельзя исключать сужение сферы действия законодательства, основанного на европейских Директивах, или даже полный отказ от него, на что Великобритания будет иметь право, уже не будучи связанной надгосударственным регулированием ЕС.

В целом в Великобритании после Brexit должны сохраниться благоприятные условия для международного бизнеса, в частности:

  • самая широкая в мире сеть двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), в ряде случаев предоставляющих льготы, схожие с положениями налоговых директив ЕС (таких как Директива о материнских и дочерних компаниях, о процентах и роялти) в части освобождения от налога у источника выплаты или его уменьшения;
  • для сохранения полноценного доступа к рынкам ЕС, британские компании, как и ранее, могут учреждать в странах ЕС дочерние компании, которые, как и прочие местные компании, могут пользоваться преимуществами режима ЕС;
  • прибыль в виде дивидендов, в том числе полученных от дочерних компаний из ЕС, как правило, освобождается от корпоративного налогообложения в Великобритании. Равным образом, и «исходящие» дивиденды освобождены в Великобритании от налога у источника.

Латвия улучшила рейтинги согласно отчету МАНИВЭЛ

В декабре 2019 года Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL /МАНИВЭЛ) опубликовал отчёт о прогрессе Латвии в указанной сфере.

По результатам предыдущего отчёта 2018 г., в котором была проведена оценка эффективности национальных мер противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (далее – AML/CFT) и их соответствия Рекомендациям ФАТФ (Группы разработки Финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), в отношении Латвии со стороны MONEYVAL был введён усиленный мониторинг.

В новом отчёте MONEYVAL оценил показатели Латвии по выполнению следующих Рекомендаций ФАТФ как «в основном соответствующие» (largely compliant): 6 (Целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма), 7 (Целевые финансовые санкции, относящиеся к распространению оружия массового уничтожения), 8 (Некоммерческие организации), 10 (Надлежащая проверка клиентов), 22 (Надлежащая проверка клиентов Определенных нефинансовых организаций и профессий) (речь идёт о риэлторах, адвокатах, бухгалтерах, управляющих и др.), 26 (Регулирование и надзор финансовых учреждений), 28 (Регулирование и надзор Определенных нефинансовых организаций и профессий), 32 (Курьеры наличных), 39 (Экстрадиция) и 40 (Иные формы международного сотрудничества).

Читайте также:  Налог на доходы ооо иностранных юридических лиц в 2020 году

Не изменились показатели Латвии по выполнению Рекомендаций 18 (Внутренний контроль и зарубежные филиалы и дочерние компании) и 21 (Разглашение и конфиденциальность). Они по-прежнему оцениваются как «в основном соответствующие».

Выполнение Рекомендации 2 (Национальное сотрудничество и координация) получило оценку «соответствует» (compliant).

Таким образом, на текущий момент Латвия полностью соответствует семи и в основном соответствует тридцати трём из сорока Рекомендаций ФАТФ. При этом MONEYVAL продолжит углублённый мониторинг совершенствования Латвией мер AML/CFT.

В канадской провинции Британская Колумбия обсуждается создание публичного реестра бенефициаров

Правительство провинции Британская Колумбия (Канада) начало общественные консультации по созданию публичного реестра бенефициарных владельцев частных компаний. Причиной послужила озабоченность возможным использованием корпоративных структур, зарегистрированных в данной провинции (как правило, «шелл-компаний», т.е. компаний-пустышек), в незаконных финансовых операциях и отмывании денежных средств.

В рамках консультаций обсуждается, в частности, какое влияние такой реестр окажет на деятельность местных компаний, каким будет режим обращения с персональными данными, как будет обеспечиваться достоверность информации о бенефициарах, какое наказание будет предусмотрено за невыполнение соответствующих обязанностей.

Под «бенефициарными владельцами» понимаются лица, которые в конечном счете прямо или косвенно владеют компанией или контролируют её. Тесты на определение лиц, подпадающих под определение бенефициарного владельца, содержатся в поправках 2019 г. к Закону Британской Колумбии «О коммерческих корпорациях» (Business Corporations Amendment Act, 2019).

Различные провинции Канады уже разрабатывают законы, обязывающие частные корпорации вести собственные (закрытые) реестры бенефициаров. В частности, в мае 2019 года правительство Британской Колумбии отменило акции на предъявителя, а с 1 мая 2020 года все частные компании провинции будут обязаны вести и хранить собственные (непубличные) реестры бенефициарных владельцев. Такие реестры будут доступны в офисе компании только по запросу налоговых и правоохранительных органов, местного регулятора и текущих директоров компании.

Пока указанное требование распространяется только на частные компании, и не распространяется на партнерства и трасты. Однако, в новом консультационном документе (в котором речь идёт уже о публичном реестре), упоминается возможность распространения требований по раскрытию бенефициаров не только на компании, но и на прочие структуры, в частности, на партнерства (включая, очевидно, и партнерства с ограниченной ответственностью LLP) и на трасты.

Налоговые агенты иностранных организаций — изменения с 2020 года Почему с 1 января 2020 года экономить на уплате налогов при выплатах за рубеж станет сложнее Правила исчисления и уплаты налога налоговыми агентами на доходы и НДС в 2020 г

тел. (495) 517-15-97, 510-42-90

e-mail для заявки

Описание семинара

Лектор: Механикова Ирина Марковна Практикующий аттестованный аудитор с 1995 года..

Опыт налогового планирования, участие в налоговых спорах, подготовка заключений и рекомендаций по спорным вопросам налогообложения.. Многолетний опыт проведения аудиторских проверок.

Активно представляет интересы налогоплательщиков в налоговых органах.

Автор публикаций по бухучету и налогообложению в ведущих специализированных изданиях издательства «АКТИОН-МЕДИА».

Преподаватель курсов повышения квалификации для аудиторов профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов.

В стоимость входят

После обучения вы получите

Программа

Специфика контрактных оговорок по сделкам с иностранцами.

Кто такой налоговый агент и какие доходы иностранных лиц облагаются налогом на доходы.

Сложности в квалификации определения:: «источник дохода» и «источник выплаты»

Когда налоговый агент не обязан удерживать суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям

Почему с 1 января 2020 года экономить на уплате налогов при выплатах за рубеж станет сложнее

Статус “фактического получателя дохода. как условие применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения

Требования ФНС к документальному подтверждению резидентства иностранного лица

И права на доход.

Причины неприменения льготного налогообложения,согласно Международным соглашениям.

Налоговый агент в поисках «бенефициара» и требование с 2019 г ФНС к налоговым агентам, закрепленное в НК РФ.

О порядке налогообложения доходов, выплачиваемых иностранному лицу, фактическим правом на которые обладает:

— российское физическое лицо,

— российское юридическое лицо,

— иностранное лицо, место регистрации которого в офшорах,

— иностранное лицо, на которое распространяется согдашение об избежании двойного налогообложения,

— иностранное лицо, на которое не распространяется согдашения об избежании двойного налогообложения

Росфинмониторинг — методические рекомендации по выявлению бенефициаров клиентов

Безоговорочная победа налоговиков в спорах о фактическом праве на доход: что решили суды. Разъяснение ФНС России по вопросам применения концепции фактического получателя дохода

Что делать. если доход выплачен не бенефициару.

Практика рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций”

Как избежать двойного налогообложения.

Налогообложение отдельных доходов иностранцев.

Выплата дивидендов через иностранную компанию: сложности «сквозного подхода»

Неоднозначная трактовка «сквозного» подхода в НК РФ.

Выплата процентов иностранной организации по договору займа: когда платить налог на прибыль?

Как учесть при налогообложении проценты по контролируемой задолженности

Как поступить, если при выплате процентов иностранной компании, задолженность уже не контролируемая.

Нюансы перечисления налога на прибыль с «дивидендов» по контролируемой задолженности

Плата за интеллектуальные права иностранцам: когда российская компания признается налоговым агентом по налогу на прибыль. Исключения.

Позиция ФНС России по вопросам налогообложения доходов резидентов СНГ и ЕАЭС:

(премий за выполнение условий договора, от международных перевозок, Фрахта, дивиденды, аренда, штрафы. бонусы …)

Российское лицо простило долг иностранному лицу. Позиция ФНС

Заключили сделку с организацией из Казахстана: как не платить налоги дважды

Когда заказчики-резиденты РФ становятся одновременно налоговыми агентами по доходам и по НДС. Исключение из правил для участников ЕАЭС.

Особенности исчисления налога на прибыль с доходов участника при выходе из организации

Упрощенцы в роли налоговых агентов

Порядок заполения налогового расчета о выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Как составить и сдать расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям

и ответственность за ее непредставление. Нюансы заполнения налогового расчета. Противоречивая позиция чиновников.

Об отражении в налоговом расчете доходов иностранной организации, относящихся к ее постоянному представительству в РФ и доходов от предпринимательской деятельности..

Зачет российской организацией налога, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве (включая СНГ и ЕАЭС), в целях налога на прибыль и отражения в бух.учете и налоговом учете.

Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль при зачете налога, уплаченного за рубежом

Последствия нарушения налоговым агентом своих обязанностей.

Когда с налогового агента можно взыскать пени, а когда компанию не оштрафуют и за неуплату

Выполнение функций налогового агента по НДС

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

Когда и как определить место реализации товаров (работ, услуг) – контрагенты из дальнего зарубежья, СНГ, из ЕАЭС. Документы, способные подтвердить место выполнения работ и оказания услуг. Позиция Минфина и ФНС РФ в вопросах- ответах.

ФНС России: все о налоговых агентах 2019 — 2020гг в вопросах- ответах

Еще раз о возможных ошибках переходного периода налоговых агентов по НДС

Характерные отличия оформления Актов выполненных работ от актов оказания услуг, и на что они влияют.

На какую дату оказания услуг ориентироваться при выставлении отчета Посредником Заказчику

Требования к налоговому агенту по НДС

Специфика выставления(оформления) налоговым агентом счетов-фактур (корректировочных) (в том числе по авансам) и отражения в книге покупок и продаж.

Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?

Правила исчисления, сроки уплаты и момент принятия НДС к вычету..

НДС при расторжении налоговым агентом договора и возвращении товаров (отказ от работ, услуг), возврат аванса иностранной организации. Как составить счета-фактуры.

Российский посредник- налоговый агент — для иностранной компании: проблемы НДС

Схемы оптимизации налога на добавленную стоимость

Департамент общего аудита по вопросу ввоза товара и продажи товара через посредника

Особенности выставления счетов-фактур. Заполнение книг продаж, покупок

Российский посредник для российского комитента — покупка у иностранца. Специфика работы со счетами-фактурами, журналами, кн покупок и продаж

Новые налоговые агенты — покупатели с 2019 г.

Какие правила уплаты «налога на Google» действуют с 2019 года

Правила уплаты «налога на Google» с 2019 года. Нюансы переходного периода

Когда российская компания будет по-прежнему считаться налоговым агентом «налога на Google»

Когда необходимо сделать выбор между статьями 148 НК и 174.2 Нк

«Налог на Google»: кто исчисляет НДС, если электронные услуги оказывает иностранный предприниматель

Передача прав по лицензионному договору в электронной форме

Оказание иностранцами электронных услуи не только через Интернет-особый случай

Об НДС при оказании рекламных услуг в РФ, в том числе иностранными лицами в сети Интернет.

Когда не получить вычет по НДС покупателю иностранных услуг. как с этим бороться.

Когда по «Налогу на Google» для вычета НДС по услугам все-таки нужен счет-фактура

Как уплачивается НДС, если иностранная организация оказывает в России как электронные, так и иные услуги?

Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента

Российский заказчик через российского посредника покупает услуги « Google».-особый случай. Заполнение журналов, книг покупок и продаж.

Определение базы по НДС при приобретении услуг у исполнителя — иностранного лица (оплата услуг в валюте)

Практические рекомендации. Ответы на вопросы.

Налогообложение иностранных организаций в РФ в 2020 году

Иностранные организации в РФ ведут предпринимательскую деятельность через свои представительства или через российские организации. В зависимости от этого будет различаться налогообложение иностранных организаций в РФ. В статье рассмотрим, какие налоги уплачивают иностранные компании в России и как подают отчетность.

Деятельность иностранных компаний в РФ

Для того, чтобы иностранная компания могла осуществлять деятельность в РФ, ей необходимо осуществить регистрацию в виде своего представительства, подразделения или филиала. Особенностью налогового статуса иностранных юрлиц является то, что полномочия РФ по обложению налогами предусматривается международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

При рассмотрении вопроса о налогообложении иностранных организаций в РФ, возникает также такое понятие, как постоянные представительства иностранных компаний на территории нашей страны. Под постоянными представительствами понимают любое обособленное подразделение, которое на постоянной основе осуществляет деятельность в РФ. Другими словами, это может быть и подразделение, и филиал, и представительство. Выделяют 3 основных признака постоянного представительства (306 НК РФ):

  • наличие обособки или иного постоянного места ведения деятельности в РФ;
  • осуществление в РФ на постоянной основе предпринимательской деятельности иностранной компанией.

Важно! Когда у иностранной организации в РФ нет постоянного представительства, но она осуществляет в России предпринимательскую деятельность, то это происходит через российскую организацию. Последняя в данном случае выступает в роли налогового агента.

Иностранная организация – налоговый агент по налогу на прибыль

Если у иностранной компании в РФ есть постоянное представительство, то она является налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате некоторых видов доходов иностранным компаниям, у которых отсутствуют постоянные представительства в РФ.

Налогооблагаемые доходы, получаемые иностранными компаниями без представительств в РФ, приведены в ст. 309 НК РФ. Данный перечень включает в себя:

  • дивиденды, уплачиваемые участнику российской компании;
  • доходы, которые получены при распределении прибыли/имущества российской компании (включая распределения при ликвидации);
  • проценты по любым долгам, в том числе долговые обязательства по гос- и муниципальным эмиссионным ценным бумагам;
  • доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные в результате продажи акций или долей российских компаний, активы которых свыше 50% состоят из недвижимого имущества, находящегося в РФ;
  • доходы, полученные от реализации российской недвижимости;
  • доходы, полученные от сдачи имущества в аренду или субаренду, использование которого происходит в РФ;
  • доходы, полученные от международных перевозок;
  • штрафы, пени, полученные за нарушение обязательств;
  • иные доходы.

Особенности налогообложения иностранных организаций в РФ

Иностранные представительства в РФ должны уплачивать определенный процент от своего дохода в бюджет нашей страны. При этом налогообложение иностранных компаний в РФ можно разделить на 2 вида:

  1. Налогообложение компаний, имеющих в РФ представительства.
  2. Налогообложение организаций, которые не имеют в РФ представительств, но получают доход иным образом.

Определимся с тем, что понимают под постоянным представительством. Данное понятие рассматривают в качестве филиала организации. Оно распространяется на все подразделения компании, которые постоянно проводят предпринимательскую деятельность в РФ. В большей части случаев это является предпринимательством, но не всегда. При этом иные вспомогательные подразделения компании могут иметь совсем иной порядок налогообложения.

Одним из объектов для обложения у таких организаций будет доход, полученный ей при осуществлении своей деятельности в РФ. При этом для расчета налоговой суммы учитывается не доход организации, а разница между ее доходами и расходами. Так, например, происходит налогообложение организаций, занятых торговлей.

Читайте также:  Представительство иностранной компании в России в 2020 году

Кроме того, налог нужно будет уплачивать с доходов, полученных иностранной компании в результате использования (или обычного владения) имущества. Конечно, данное имущество должно быть зарегистрировано на данное представительство. Таким же образом исчисляется налог, как и в предыдущем случае: от суммы полученных доходов отнимается затраты, связанные с получением этого дохода (к примеру, на обслуживание машин, ремонтные работы и др.).

Таким образом, не все иностранные компании уплачивают налоги одинаково. Существуют и такие представительства, которые занимаются исключительно оказанием услуг – вспомогательных и подготовительных. Данные услуги они оказывают на постоянной основе и бесплатно. Однако, независимо от этого они тоже попадают под налогообложение. Но налог исчисляется не с разницы доходов и расходов, а с затрат на осуществление своей деятельности. То есть, чем меньше компания затратит на свои функции, тем меньше ей придется уплатить. В настоящее время налоговая ставка установлена в размере 20%.

Бухгалтерская отчетность иностранных организаций в РФ

Важно! Иностранные организации, которые зарегистрированы и ведут деятельность в РФ, обязаны вести бухгалтерский учет. Филиалы и представительства компании самостоятельно выполняют функции юрлица и отражают результаты своей деятельности на счетах бухучета. При этом их обязанностью является формирование учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета. Кроме того, обязанностью иностранных организаций в РФ также является составление учетной политики для целей налогового учета.

Иностранные компании, которые являются налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством РФ, должны отчитываться по месту постановки на учет и предоставлять в ФНС отчетность. Состав отчетности для разных иностранных компаний будет отличаться. Помимо налоговой отчетности, иностранные компании также подают в налоговый орган финансовую отчетность, независимо от показателей своей деятельности и своего налогового статуса. Читайте также статью ⇒ НДС НАЛОГОВОГО АГЕНТА: ПРОВОДКИ

Налогообложение иностранных организаций в РФ

Вид налогаПорядок уплаты
Налог на прибыльПод прибылью иностранной организации в РФ понимают доход, полученный от осуществления деятельности через постоянные представительства в РФ, уменьшенный на величину экономически обоснованных расходов, понесенных данными представительствами. Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, из которых 2% перечисляется в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта РФ, в котором осуществляется деятельность.

Если у иностранной компании нет в РФ представительств, но она получает доход от каких-либо российских источников, то налог за нее уплачивает налоговый агент.НДСИностранные компании, которые осуществляют реализацию товаров (услуг) через свои представительства в РФ, являются такими же плательщиками налога НДС, как и российские организации. То есть они на общих основаниях уплачивают в бюджет НДС и подают в ФНС налоговую декларацию.

Иностранные организации, которые не имеют в РФ постоянных представительств, также являются плательщиками налога НДС. Но это за них делают налоговые агенты, то есть контрагенты иностранных компаний, состоящие на учете в России.

Налог на имущество

Для иностранных компаний с постоянными представительствами в РФ, объектом налогообложения будет являться имущество (движимое, недвижимое), относящееся к ОС.

Для компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, в качестве объекта налогообложения будет выступать имущество, принадлежащее на правах собственности и находящееся в РФ.

Иностранные компании, уплачивающие налог на имущество, обязаны подавать в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.

Все про НДС-2019 для иностранных компаний, предоставляющих электронные услуги в России

Сегодня компании Казахстана активно выходят на иностранные рынки и предлагают свои товары, работы и услуги иностранным компаниям.

Большое количество компаний Казахстана тесно сотрудничает и компаниями Российской Федерации.

В законодательстве России внесено много изменений, которые вступили в действие с 1 января 2019 года.

В статье рассматриваются ситуации, связанные с изменениями в части обложения электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями (в частности резидентами РК), резидентам Российской Федерации.

1 января 2019 года ставка НДС в Российской Федерации повышается с 18% до 20%.

Данное изменение коснулось и порядка обложения НДС оборота по реализации электронных услуг иностранных поставщиков (в том числе исполнителей услуг из РК).

Особенности его исчисления ФНС России разъяснило в письме от 23 октября 2018 года № СД-4-3/20667@.

Электронные услуги

Электронные услуги — представление прав на использование программ, рекламные услуги и площадки, технические, организационные, информационные, торговые площадки, хранение и обработка информации , хостинг, поддержка сайтов, доступ к поисковым системам, электронные книги, ведение статистики, доменные имена (перечень услуг определен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса)

Особый порядок обложения НДС оборота по реализации электронных услуг иностранных компаний в РФ форме определен в статье 174.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с положениями приложения № 18 к Договору о ЕАЭС местом реализации электронных услуг признается место осуществления деятельности покупателя таких услуг.

Аналогично звучит и подпункт 4 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса РК, согласно которому местом реализации электронных услуг (услуги по предоставлению права доступа, услуги по обработке информационных баз данных и т.п.) признается место осуществления деятельности покупателя услуг.

Согласно статье 174.2 Налогового кодекса РФ местом реализации электронных услуг признается территория РФ, если покупателем услуг выступает резидент РФ.

Казахстанская компания ТОО «А», плательщик НДС, предоставляет компании РФ ООО «В» право доступа к информационной базе. Стоимость услуги составляет 20000 рублей ежемесячно.

Будет ли данная сумма облагаться НДС в Республике Казахстан, или в РФ?

Разъяснение

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса РК местом реализации данных услуг признается место осуществления деятельности покупателя услуг.

Покупателем услуг является резидент РФ, следовательно, место реализации услуг признается территория РФ.

При реализации электронных услуг резидент РК будет выписывать счет-фактуру с отметкой «без НДС», так как в соответствии со статьей 370 Налогового кодекса РК оборот по реализации для ТОО «А» признается необлагаемым на территории РК.

Но, в соответствии со ст. 174.2 Налогового кодекса РФ оборот по реализации услуг резиденту РФ будет облагаться НДС на территории РФ по ставке 18%, а с 2019 года по ставке 20%.

Согласно пункту 3 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ (в новой редакции Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ), иностранные компании, оказывающие услуги в электронной форме, исчисляют и уплачивают НДС.

Иностранная компания-посредник, ведущая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения/комиссии/агентских/, если обязанность по его уплате не возложена на налогового агента, является самостоятельным плательщиком НДС в Российской Федерации.

Пункт 9 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ утрачивает силу.

До 15 февраля 2019 года все иностранные компании, представляющие электронные услуги физическим и юридическим лицам РФ, состоящим на учете в ФНС России (включая филиалы иностранных компаний), должны были подать заявление о постановке на учет для целей уплаты НДС.

Регистрация обязательна, даже если оказываемые услуги освобождены от НДС в России.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 26 статьи 149 Налогового кодекса РФ оборот по реализации услуг, местом реализации которого признается территория РФ, в виде представление прав на использования компьютерных программ в рамках лицензионного договора ,изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, ноу-хау признается освобождённым от НДС на территории РФ.

Иностранные организации в обязательном порядке подлежат постановке на учет в ФНС в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Таким образом у иностранных организаций, реализующих электронные услуги резидентам РФ, есть возможность подготовится к планируемым изменениям заранее.

Если иностранная организация оказывает электронные услуги на территории РФ через агента или агентов, участвующих в расчетах, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет лежит на посредниках и согласно налогового законодательства являются налоговым агентом.

Если в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, то налоговым агентом признается тот, через кого идут расчеты с покупателем. Организация-посредник иностранная компания, она обязана зарегистрироваться в налоговых органах России.

Иностранная компания оказывает часть электронных услуг через посредников-агентов, исчислять, уплачивать и отчитываться по НДС за эту часть будут агенты.

Порядок регистрации

Процедура регистрации иностранных исполнителей «электронных» услуг, оказывающих эти услуги юридическим и физическим лицам (равно как и иностранных посредников, признаваемых налоговыми агентами в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ) в соответствии с п. 4.6 ст. 83 Налогового кодекса РФ будет осуществляться до 15 февраля 2019 года налоговыми органами на основании заявления о постановке на учет.

Причем, в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ подать заявление (форма КНД 1113414, Приложение N 1к приказу ФНС России от 12.12.2016 № ММВ-7-14/677) необходимо в течение месяца (не позднее 30 календарных дней) со дня начала предоставления услуг, определенных статьей 148 Налогового кодекса РФ.

Заявление в налоговый орган иностранный исполнитель услуг (налоговый агент) может представить через представителя, по почте заказным письмом или по Интернету через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи.

В течение 30 дней со дня получения заявления и необходимых документов налоговый орган поставит иностранного поставщика услуг (налогового агента) на учет и в этот же срок направит ему уведомление о данном факте.

Расчеты с бюджетом

Налоговая база определяется как стоимость электронных услуг с учетом НДС, исчисленная из фактической цены их реализации.

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 октября 2018 г. N СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период»:

В соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Дата определения налоговой базы — последний день налогового периода, когда поступила оплата/аванс за электронную услугу.

Датой определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат:

день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг

либо

последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления оплаты по периодам, установленным договором. (статья 163 и пункт 4 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание на различие между определением даты совершения оборота по реализации по статье 382 Налогового кодекса РК и датой определения налоговой базы по положениям Налогового кодекса РФ.

Разница: если вы получили аванс от вашего покупателя из РФ, то для исчисления НДС в России Вы будете применять в качестве даты совершения оборота по реализации дату аванса.

При этом счет-фактуру вашему покупателю-нерезиденту вы выписываете в соответствии с положениями Налогового кодекса РК. Тут дата совершения оборота по реализации определяется в соответствии со статьей 442, 379 Налогового кодекса, как дата подписания акта выполненных работ или иного документа, подтверждающего факт выполнения услуги.

Оплата в бюджетне позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Для уплаты налога по НДС необязательно открывать расчетный счет в банке РФ, можно оплатить со счета расположенного за пределами России.

Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога по НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной компании оказывающей электронные услуги на территории РФ.

Возврат (зачет) излишне уплаченного НДС иностранной компанией, осуществляется в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ, с оговоркой возврат возможен на расчетный счет иностранной компании, открытый в российском банке.

Т.е. уплатить НДС в РФ резидент РК может как со своего расчетного счета, так и со счета, открытого в российском банке, но возврат излишне уплаченного НДС возможен только на расчетный счет, открытый в российском банке.

Поэтому, если ваша компания оказывает электронные услуги резиденту РФ, то вам уже сейчас нужно задуматься о регистрации в качестве плательщика НДС в ФНС России, а так же принять решение: отрывать или нет расчетный счет в Российской Федерации.

Налоговый период по НДС — квартал.

Пример расчета НДС

Налог определяют, как соответствующую расчетной ставке в размере 16,67% процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ в новой редакции Закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Обратимся к конкретному примеру расчета налога по НДС.

Налог можно рассчитать применяя общую для налога ставку 20% (20/120).

Цена продажи 100 рублей /120*20=16,67 руб . НДС к уплате 16,67 руб.

Резидент РК реализует в е 2019 году резиденту РФ электронные услуги, оборот по реализации которых облагается НДС на территории РФ.

Стоимость услуг 20 000 рублей. Оплата произведена авансом в размере 100%.

Как рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет?

Разъяснение

В 2019 году резидент РК должен будет уплатить в ФНС РФ НДС с суммы оказанных резиденту РФ услуг.

Исчисление НДС будет произведено:

(20 000/120)*20 = 3333,33 рубля

Или

20000*16,67%= 3334,00 рубля (сумма выше за счет округления процентной ставки).

Таким образом, сумма НДС к уплате составляет 3333,33 рубля.

Если при оказании резидентом РК услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за услуги поступила, начиная с 01.01.2019, то имеют место следующие особенности:

Ситуация

Ставка НДС

Как исчислять

Услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019

НДС в том числе= 18/118= 15,25%

Оборот* 15,25% = НДС к уплате

Электронные услуги оказаны начиная с 01.01.2019

НДС в том числе= 20/120= 16,67%

Оборот * 16,67% = НДС к уплате

В этом случае в соответствии с пунктом 9 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ (данный пункт утрачивает силу с 01.01.2019 года) обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС пока исполняет покупатель — резидент РФ, признаваемый налоговым агентом.

Если оплата (частичная оплата) получена резидентом РК до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме — начиная с указанной даты, исчислять НДС резиденту РК не нужно из-за не вступивших в силу налоговых изменений.

Счета-фактуры, книги покупок и продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур при оказании электронных услуг иностранными компаниями не составляются в соответствии с пунктами 2, 3.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 года № 335-ФЗ, статья 171 НК РФ дополнена пунктом 2.1, на основании которого после 01.01. 2019 г, вычетам подлежат суммы НДС предъявленные налогоплательщику при приобретении электронных услуг у иностранной компании, состоящих на учете в налоговых органах, должны соблюдаться необходимые для вычета требования:

  • Договора и (или) расчетный документ с выделением суммы НДС и указанием ИНН и КПП иностранной компании.
  • Документы на перечисление оплаты, включая сумму НДС иностранной компании.

Налоговая отчетность

Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой отчетности утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 27 сентября 2017 г. N СА-7-3/765@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения».

При оказании электронных услуг резидентом РК или любой другой иностранной компанией резиденту РФ, местом реализации которых в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, приложения № 18 к Договору о ЕАЭС признается территория РФ, иностранная компания ( в том числе и резидент РК) представляет за квартал форму КНД 1151088 (Приложение N 1 к приказу ФНС России от 27.09.2017 г. N СА-7-3/765@.

Таким образом, казахстанским компаниям, которые оказывают резидентам РФ электронные услуги, следует пройти регистрацию в ФНС РФ для исчисления и уплаты НДС с суммы оказанных электронных услуг и при оказании услуг следует учитывать тот факт, что сумма НДС, уплаченного в бюджет РФ, не будет относиться в зачет на территории РК, так как не соответствует условиям отнесения НДС в зачет, установленным статьей 400 Налогового кодекса РК.

Так же, к сожалению, данная сумма не будет относиться на вычеты при исчислении налогооблагаемого дохода казахстанской компании в РК.

Данная сумма будет списываться за счет чистого дохода компании-резидента РК.

Кто является налоговым агентом по НДС в 2019-2020 годах

НДС налоговый агент в 2019-2020 годах в основном удерживает и уплачивает по тем же правилам, что и в предшествующие периоды. Однако небольшие изменения всё же произошли. Особенностям исполнения налоговой обязанности агентами посвящена наша рубрика «Налоговый агент (НДС)».

Кто такой налоговый агент по НДС

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговый агент – это лицо, которое обязано исчислить, удержать и уплатить налог за другое лицо.

О том, кто и почему признается налоговым агентом или, наоборот, таковым не считается, какие функции у агентов возникают в той или иной ситуации, а также какие проблемы при этом встречаются чаще всего, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

А о том, каковы обязанности налогового агента по сделкам с госимуществом, читайте в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

О новшествах в перечне налоговых агентов, возникающих с 2018 года, читайте в этой публикации.

Какие проводки по НДС отражает в учете налоговый агент

Перед любым плательщиком данной категории стоят 2 задачи:

  • удержать соответствующий НДС;
  • оплатить его в бюджет.

При этом оба этих действия, как и отвечающие им проводки, необходимо осуществить и отразить в учете в соответствии с требованиями, указанными в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Когда и как налоговому агенту удержать НДС

Удержать НДС необходимо:

  • если операции связаны с государственным имуществом (арендой или покупкой);
  • если на территории РФ приобретаются товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей на учете в российском налоговом органе;
  • если посредник, участвующий в расчетах, реализует на территории РФ имущество иностранного поставщика, не состоящего на учете в российском налоговом органе;
  • если уполномоченные организации или ИП осуществляют операции по реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • если собственник (заказчик) судна не зарегистрировал его в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента получения права собственности на него.

Сумма налога, которую удерживает агент, может определяться несколькими способами.

Для расчета НДС по валютным платежам важным моментом является определение верного курса операции.

Как отразить удержание НДС

Удержание НДС в обязательном порядке сопровождается отражением налога в отчетности по НДС.

О том, в каком разделе декларации показать удержанные суммы и как заполнить основные показатели, читайте в статьях:

Когда не возникает обязанности налогового агента

Следует отметить некоторые моменты, наличие которых освобождает от функций агента:

  • при закупке имущества у обанкротившихся лиц;

ВАЖНО! С 2015 года не возникают функции налогового агента ни при продаже имущества в случае банкротства, ни при покупке имущества банкрота.

  • по некоторым видам арендных отношений;
  • при покупке имущественных объектов у спецрежимника;

ВАЖНО! При приобретении муниципального имущества у МУП, применяющего упрощенку, покупатель не является налоговым агентом.

  • при операциях с объектами, не подлежащими налогообложению.

В каких случаях при онлайн-бронировании услуг гостиницы за границей не нужно удерживать НДС, читайте в материале «Бронирование гостиниц, билетов заграницу: кто платит НДС».

Условия для вычета по НДС налогового агента в 2019-2020 годах

НДС, уплаченный агентом, может быть принят им к вычету. Но для того чтобы это сделать, необходимо определиться с некоторыми условиями:

  • Важен ли факт уплаты налога?
  • Обязательно ли оприходование объекта?
  • Имеет ли значение место оказания услуг?

Можно ли вычесть НДС, удержанный налоговым агентом с аванса, при возврате этого аванса иностранным контрагентом, читайте в материале «Иностранный контрагент вернул аванс. Что с НДС у российского покупателя».

Итак, вопрос исчисления суммы налога налоговым агентам содержит много интересных и специфичных моментов. Хотите узнать о них подробнее — следите за новостями в нашей рубрике «Налоговый агент (НДС)».

НДС на электронные услуги иностранных компаний с 2019 года

nds_na_elektronnye_uslugi_inostrannyh_kompaniy_s_2019_goda.jpg

Похожие публикации

Согласно НК РФ, услуги в электронной форме НДС облагаются. При получении таких видов услуг от зарубежных компаний с 01.01.2019 г. будет изменена схема уплаты налогового обязательства в бюджет РФ. До начала 2019 года иностранная фирма сама исчисляла и платила налог только, когда получателем услуги выступало российское физическое лицо (без статуса частного предпринимателя), в остальных случаях обязанность уплаты возлагалась на налогового агента. Такое правило было зафиксировано ст. 174.2 НК РФ, но с нового года оно изменится.

Начисление НДС на электронные услуги иностранных компаний

К электронным услугам, выступающим в виде объекта обложения НДС, могут быть отнесены операции, реализованные через интернет, например (п.1 ст. 174.2 НК РФ):

передача прав на применение программ для ЭВМ;

рекламные услуги в веб-пространстве;

размещение в интернете объявлений о купле-продаже товаров;

организация виртуальных контактов между контрагентами;

поддержка интернет-ресурсов коммерческого и личного назначения;

хранение информации, ее удаленная обработка;

предоставление вычислительной мощности для публикации информации в системе электронных данных;

продажа доменных имен, услуги иностранных хостинг-провайдеров;

выполнение иностранной фирмой функций администратора сайта;

обработка запросов пользователей веб-ресурсов для осуществления поиска информации, отбора и сортировки данных;

услуги по передаче прав пользования книгами в электронном формате;

открытие доступа к поисковым веб-системам;

Когда оказываются электронные услуги, НДС начисляется при условии, что местом реализации этих операций являются территориальные границы РФ, а сотрудничество осуществляется между иностранной компанией и отечественной фирмой, ИП или любым гражданином России. С 2019 г. при оказании электронных услуг, НДС иностранные контрагенты должны будут исчислять и уплачивать самостоятельно без привязки к типу получателя услуги.

При оказании услуг в электронной форме, НДС рассчитывает поставщик таких услуг. Уплату обязательств тоже производят сами иностранные фирмы-поставщики. Если же услуга оказывается с участием зарубежных компаний-посредников, начисление и уплату налога должен произвести именно посредник, то есть лицо, являющееся конечным звеном сотрудничества с российским потребителем. Такие посредники признаются налоговыми агентами по НДС. Исчислив и уплатив НДС на электронные услуги налогового агента, они также сдают отчетность по налогу.

НК РФ: новый порядок налогообложения НДС электронных услуг с 2019 г.

Уточнение правил взимания налога с услуг, получаемых российскими потребителями в электронном формате, осуществлено нормами закона от 27.11.2017 г. № 335-ФЗ. Этот правовой акт внес поправки в ст. 174.2 НК РФ, которые вступят в силу с начала 2019 года. В ст. 174.2 Налогового кодекса, регулирующей электронные услуги (НДС), с 2019 г. убрали уточнение о том, что начисление налога иностранной компанией производится, только если получателем услуг выступает физическое лицо. С 2019 года обязательства по НДС у иностранных компаний возникают при сотрудничестве с любыми представителями России: как с частными лицами, так и с участниками предпринимательского сегмента экономики – ИП и организациями.

Чтобы реализовать услуги в электронной форме, НДС в 2019 г. начислять должна иностранная фирма. Зарубежная организация должна:

встать на учет в ИФНС (согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ);

начислить налог и уплатить его в бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

отчитаться по суммам НДС в инспекцию, подав электронную декларацию.

Налоговую базу иностранные компании определяют по стоимости оказываемых услуг, в которой учтен налог, с привязкой к фактической цене продажи. В учете налогооблагаемая сумма выводится в последний день налогового периода, в течение которого было зафиксировано поступление платежа от получателя услуг.

К величине налоговой базы с 2019 года применяется новая расчетная процентная ставка, равная 16,67%, в 2018 г. она составляет 15,25% (увеличение ставки с 01.01.2019 г. регламентировано законом от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ).

Вычет по НДС: электронные услуги иностранных компаний с 2019 года

Российские компании и ИП, получая электронные услуги по контрактам с зарубежными компаниями, больше не будут выполнять роль налоговых агентов по НДС (п. 9 ст. 174.2 утрачивает силу с 01.01.2019). Обеспечение расчетов с бюджетом по этому виду налога возлагается непосредственно на иностранного контрагента, который несет ответственность за его неуплату. Если НДС по электронным услугам иностранных организаций уплатит отечественное предприятие или ИП, принять к вычету эти суммы плательщик не сможет (письмо Минфина от 24.10.2018 г. № 03-07-08/76139).

Условия отражения в учете российской компании входящего НДС по суммам оплаты электронных услуг детализированы в новом п. 2.1 ст. 171 НК РФ и в письме Минфина от 02.07.2018 № 03-07-08/45522:

иностранная компания-поставщик услуг состоит на учете в ИФНС;

наличие договорной, расчетной документации, в которой выделен размер НДС в составе цены сделки;

в документах, которыми подтверждается факт сотрудничества с иностранным предприятием и проведение оплаты за электронные услуги иностранной организации (НДС РФ 2019), обозначены реквизиты поставщика услуг (ИНН/КПП);

у компании, принимающей к вычету налог, имеются документы на перечисление оплаты с учетом суммы НДС.

Ссылка на основную публикацию