Понятие иностранного юридического лица в 2020 году

Январь 2020: обзор событий в сфере международного налогового планирования

В России

ИП стали налоговыми агентами в отношении прибыли иностранных компаний

Как известно, налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, исчисляется и удерживается налоговым агентом при каждой выплате доходов. Налоговым агентом до недавнего времени признавались только российские организации или иностранные организации, действующие в России через постоянное представительство, выплачивающие доход в адрес иностранной организации.

Новая редакция части 1 статьи 310 Налогового кодекса РФ, действующая с 1 января 2020 года, теперь возлагает обязанности налогового агента в отношении доходов иностранных организаций и на индивидуальных предпринимателей.

Теперь при выплате иностранной организации дохода, полученного в РФ, индивидуальный предприниматель обязан исчислить, удержать и уплатить налог на прибыль, а также предоставить в налоговый орган информацию о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах.

Напомним, что при выплатах в адрес иностранных организаций налог у источника удерживается в отношении видов доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, а именно:

  • дивидендов;
  • иных распределений прибыли или имущества, включая ликвидационные;
  • процентов;
  • роялти;
  • доходов от продажи недвижимости или акций компаний с активами, состоящими более чем на 50% из недвижимости;
  • доходов от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходов от международных перевозок;
  • штрафов и пеней за нарушение российскими лицами договорных обязательств;
  • доходов от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых ПИФ, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иных аналогичных доходов.

Не подлежат обложению налогом у источника доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства такой организации в России.

Рекомендуемая форма уведомления об открытии счетов в «иных организациях финансового рынка»

ФНС России в письме от 26 декабря 2019 г. № ГД-4-14/26943@ направила для использования в работе до принятия соответствующего нормативного правового акта рекомендуемые формы уведомления резидентом налоговых органов об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов), открытых в банках и (или) иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Служба напомнила, что Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ в статью 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном контроле) внесены поправки, устанавливающие для резидентов обязанность сообщать о счетах, открытых не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Указанное изменение вступает в силу 01.01.2020.

Под «иными организациями финансового рынка» Закон о валютном контроле (часть 1 статьи 12) понимает организации, которые в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. На практике это могут быть брокерские, инвестиционные счета, расчетные счета в платежных системах и т.п.

Сведения, содержащиеся в рекомендуемой форме уведомления об открытии/закрытии счета, включают:

  • наименование банка или иной организации финансового рынка;
  • SWIFT код или БИК;
  • номер налогоплательщика (или его аналог), присвоенный в иностранном государстве, налоговым резидентом которого является банк или иная организация финансового рынка;
  • полный адрес;
  • код страны местонахождения;
  • номер счета (вклада);
  • дата открытия/закрытия счета (вклада);
  • статус счета (личный или совместный) и количество совладельцев (в случае совместного счета);
  • код валюты счета (вклада);
  • дата и номер договора.

Несмотря на то, что формы, содержащиеся в указанном письме, распространяются и на банки, и на иные организации финансового рынка, данное письмо не отменяет действующий Приказ ФНС России от 28 августа 2018 г. № ММВ-7-14/507@, которым утверждены формы и форматы уведомлений об открытии счетов/вкладов в иностранных банках.

Напомним, что обязанность уведомлять об открытии, закрытии или изменении реквизитов иностранных счетов установлена для валютных резидентов РФ частью 2 статьи 12 Закона о валютном контроле. Она не распространяется лишь на тех физических лиц – резидентов, которые пребывают за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности более 183 дней.

Уточнены требования валютного контроля по внешнеторговым контрактам

Центральный Банк, ФТС и ФНС России направили совместное письмо от 26 декабря 2019 г., разъясняющее некоторые вопросы валютного контроля по внешнеторговым контрактам в связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 256-ФЗ в части репатриации денежных средств.

Указанный закон с 1 января 2020 года отменяет требование об обязательной репатриации (т.е. получении на российские счета) резидентами – участниками внешнеторговой деятельности выручки от нерезидентов за переданные им товары или оказанные им услуги, в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами и нерезидентами, обязательства по которым выражены и подлежат оплате в российских рублях (за исключением определённых групп товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС).

Однако, отмена требования репатриации не означает отмену необходимости обеспечить надлежащее исполнение обязательств, в данном случае – получить от нерезидентов причитающиеся денежные средства.

В письме указывается, что резиденты, к которым не применяется требование репатриации, обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам путём получения от нерезидентов денежных средств «в том числе на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, или иными способами, разрешенными законодательством РФ» (что следует из новой части 4 статьи 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Также ведомства отметили, что по внешнеторговым контрактам, в отношении которых не применяется требование репатриации, сохраняются требования Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И по учету таких контрактов в уполномоченном банке, а также о представлении в уполномоченный банк, принявший на учет такой контракт, информации о сроках и способах исполнения обязательств в рамках таких контрактов.

Позиция Минфина России о применении статьи 54.1 НК РФ

Минфин России направил письмо от 13 декабря 2019 года № 01-03-11/97904, в котором высказал свою позицию по важному аспекту применению статьи 54.1 НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»).

Данная статья, направленная на борьбу с налоговыми злоупотреблениями, вступила в силу в августе 2017 года и была анонсирована как замена существовавшего ранее подхода, сформулированного в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53).

Согласно пункту 7 Постановления № 53, если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Такая позиция подразумевала, что признание налоговой выгоды необоснованной влечёт доначисление суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет так, как если бы налогоплательщик не злоупотребил правом. При этом такие варианты уменьшения налоговой базы, как, например, учёт расходов для целей налога на прибыль, могли быть применены, за исключением только той их части, которая необоснованно возникла в результате злоупотребления.

Статья 54.1 НК РФ, действующая в настоящее время, не опровергает данный подход, но в то же время не устанавливает обязанность налогового органа или суда пересчитывать налог так, как если бы злоупотребления не было (т.е. осуществлять так называемую налоговую реконструкцию).

Минфин России в вышеуказанном письме сообщил, что положения статьи 54.1 НК РФ, в отличие от сформированной на основе Постановления № 53 судебной практики, «не предусматривают возможность определения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае злоупотребления ими своими правами расчетным путем».

Ведомство делает вывод, что «учет расходов при исчислении налога на прибыль организаций при определении обязательств налогоплательщика, чьи действия по злоупотреблению своим правом подпадают под положения статьи 54.1 Кодекса, положениями статьи 54.1 Кодекса не предусмотрен».

Такой подход влечет для налогоплательщиков риск того, что даже в случае реальной хозяйственной операции, но с вовлечением в неё сомнительного контрагента (часто подконтрольного налогоплательщику) для создания формальных условий для уменьшения налоговой базы, налогоплательщику могут отказать в учёте всей суммы расходов по сделке (а не только той их части, которая приходится на проблемного контрагента и превышает реально понесённые расходы).

Отметим, что суды при рассмотрении соответствующих налоговых споров не связаны данным письмом Минфина, поскольку оно не является нормативно-правовым актом, не содержит и не конкретизирует правовых норм, а сама статья 54.1 НК РФ не содержит запрета на применение налоговой реконструкции в отношении доначислений налога.

В мире

Великобритания выходит из Европейского Союза

22 января 2020 года Парламент Великобритании принял законопроект о выходе из Евросоюза, который на следующий же день получил королевскую санкцию. 29 января соглашение о выходе из ЕС было одобрено Европейским Парламентом. Первоначально соответствующее решение было принято по итогам референдума, проведенного летом 2016 года.

Согласно ему, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии прекращает свое членство в Европейском Союзе 31 января 2020 года. До конца 2020 года будет действовать переходный период, в течение которого Великобритания и ЕС намерены выработать модель дальнейших отношений.

Несмотря на то, что Brexit повлечёт неизбежные изменения во многих сферах регулирования (в частности, финансовой, таможенной, налоговой, миграционной и др.), ожидается, что Великобритания продолжит тесное сотрудничество с ЕС по ряду направлений.

В частности, имплементация Великобританией некоторых директив ЕС в своё законодательство выходит за временны́е рамки Brexit и, по-видимому, будет завершена независимо от него.

Примером может служить Директива 2011/16/EU от 15 февраля 2011 г. «Об административном сотрудничестве в сфере налогообложения» (в редакции Директивы 2018/822 от 25 мая 2018 г. в части обязательного обмена информацией в отношении трансграничных схем, подлежащих декларированию). Соответствующие правила должны вступить в силу в Великобритании с 1 июля 2020 года – уже после Brexit, но ещё в течение переходного периода.

Они предполагают, что «посредники» в Великобритании будут обязаны сообщать в Налоговую службу (HMRC) о планируемых их клиентами трансграничных схемах, отвечающих определенным признакам. Полученная информация будет передаваться налоговым органам соответствующих стран ЕС, чтобы последние имели возможность оценить потенциальный риск от таких схем для своих юрисдикций. Под «посредниками» понимаются, во-первых, те, кто разрабатывает и продвигает трансграничные схемы («промоутеры»), и, во-вторых, те, кто оказывает помощь или дает советы в связи с такими схемами («сервис-провайдеры»).

Аналогичная ситуация имеет место с Директивой EU 2017/1852 от 10 октября 2017 г. «О механизмах разрешения налоговых споров в Европейском Союзе». Предполагается, что соответствующие Правила, касающиеся разрешения споров в области двойного налогообложения, должны вступить в силу в Великобритании с 14 февраля 2020 года.

Вместе с тем, в перспективе, нельзя исключать сужение сферы действия законодательства, основанного на европейских Директивах, или даже полный отказ от него, на что Великобритания будет иметь право, уже не будучи связанной надгосударственным регулированием ЕС.

В целом в Великобритании после Brexit должны сохраниться благоприятные условия для международного бизнеса, в частности:

  • самая широкая в мире сеть двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), в ряде случаев предоставляющих льготы, схожие с положениями налоговых директив ЕС (таких как Директива о материнских и дочерних компаниях, о процентах и роялти) в части освобождения от налога у источника выплаты или его уменьшения;
  • для сохранения полноценного доступа к рынкам ЕС, британские компании, как и ранее, могут учреждать в странах ЕС дочерние компании, которые, как и прочие местные компании, могут пользоваться преимуществами режима ЕС;
  • прибыль в виде дивидендов, в том числе полученных от дочерних компаний из ЕС, как правило, освобождается от корпоративного налогообложения в Великобритании. Равным образом, и «исходящие» дивиденды освобождены в Великобритании от налога у источника.

Латвия улучшила рейтинги согласно отчету МАНИВЭЛ

В декабре 2019 года Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL /МАНИВЭЛ) опубликовал отчёт о прогрессе Латвии в указанной сфере.

По результатам предыдущего отчёта 2018 г., в котором была проведена оценка эффективности национальных мер противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (далее – AML/CFT) и их соответствия Рекомендациям ФАТФ (Группы разработки Финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), в отношении Латвии со стороны MONEYVAL был введён усиленный мониторинг.

В новом отчёте MONEYVAL оценил показатели Латвии по выполнению следующих Рекомендаций ФАТФ как «в основном соответствующие» (largely compliant): 6 (Целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма), 7 (Целевые финансовые санкции, относящиеся к распространению оружия массового уничтожения), 8 (Некоммерческие организации), 10 (Надлежащая проверка клиентов), 22 (Надлежащая проверка клиентов Определенных нефинансовых организаций и профессий) (речь идёт о риэлторах, адвокатах, бухгалтерах, управляющих и др.), 26 (Регулирование и надзор финансовых учреждений), 28 (Регулирование и надзор Определенных нефинансовых организаций и профессий), 32 (Курьеры наличных), 39 (Экстрадиция) и 40 (Иные формы международного сотрудничества).

Читайте также:  Можно ли открыть ИП в России белорусу в 2020 году? Как оформить?

Не изменились показатели Латвии по выполнению Рекомендаций 18 (Внутренний контроль и зарубежные филиалы и дочерние компании) и 21 (Разглашение и конфиденциальность). Они по-прежнему оцениваются как «в основном соответствующие».

Выполнение Рекомендации 2 (Национальное сотрудничество и координация) получило оценку «соответствует» (compliant).

Таким образом, на текущий момент Латвия полностью соответствует семи и в основном соответствует тридцати трём из сорока Рекомендаций ФАТФ. При этом MONEYVAL продолжит углублённый мониторинг совершенствования Латвией мер AML/CFT.

В канадской провинции Британская Колумбия обсуждается создание публичного реестра бенефициаров

Правительство провинции Британская Колумбия (Канада) начало общественные консультации по созданию публичного реестра бенефициарных владельцев частных компаний. Причиной послужила озабоченность возможным использованием корпоративных структур, зарегистрированных в данной провинции (как правило, «шелл-компаний», т.е. компаний-пустышек), в незаконных финансовых операциях и отмывании денежных средств.

В рамках консультаций обсуждается, в частности, какое влияние такой реестр окажет на деятельность местных компаний, каким будет режим обращения с персональными данными, как будет обеспечиваться достоверность информации о бенефициарах, какое наказание будет предусмотрено за невыполнение соответствующих обязанностей.

Под «бенефициарными владельцами» понимаются лица, которые в конечном счете прямо или косвенно владеют компанией или контролируют её. Тесты на определение лиц, подпадающих под определение бенефициарного владельца, содержатся в поправках 2019 г. к Закону Британской Колумбии «О коммерческих корпорациях» (Business Corporations Amendment Act, 2019).

Различные провинции Канады уже разрабатывают законы, обязывающие частные корпорации вести собственные (закрытые) реестры бенефициаров. В частности, в мае 2019 года правительство Британской Колумбии отменило акции на предъявителя, а с 1 мая 2020 года все частные компании провинции будут обязаны вести и хранить собственные (непубличные) реестры бенефициарных владельцев. Такие реестры будут доступны в офисе компании только по запросу налоговых и правоохранительных органов, местного регулятора и текущих директоров компании.

Пока указанное требование распространяется только на частные компании, и не распространяется на партнерства и трасты. Однако, в новом консультационном документе (в котором речь идёт уже о публичном реестре), упоминается возможность распространения требований по раскрытию бенефициаров не только на компании, но и на прочие структуры, в частности, на партнерства (включая, очевидно, и партнерства с ограниченной ответственностью LLP) и на трасты.

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  • Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
  • Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Налогообложение иностранных организаций в РФ в 2020 году

Иностранные организации в РФ ведут предпринимательскую деятельность через свои представительства или через российские организации. В зависимости от этого будет различаться налогообложение иностранных организаций в РФ. В статье рассмотрим, какие налоги уплачивают иностранные компании в России и как подают отчетность.

Деятельность иностранных компаний в РФ

Для того, чтобы иностранная компания могла осуществлять деятельность в РФ, ей необходимо осуществить регистрацию в виде своего представительства, подразделения или филиала. Особенностью налогового статуса иностранных юрлиц является то, что полномочия РФ по обложению налогами предусматривается международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

При рассмотрении вопроса о налогообложении иностранных организаций в РФ, возникает также такое понятие, как постоянные представительства иностранных компаний на территории нашей страны. Под постоянными представительствами понимают любое обособленное подразделение, которое на постоянной основе осуществляет деятельность в РФ. Другими словами, это может быть и подразделение, и филиал, и представительство. Выделяют 3 основных признака постоянного представительства (306 НК РФ):

  • наличие обособки или иного постоянного места ведения деятельности в РФ;
  • осуществление в РФ на постоянной основе предпринимательской деятельности иностранной компанией.

Важно! Когда у иностранной организации в РФ нет постоянного представительства, но она осуществляет в России предпринимательскую деятельность, то это происходит через российскую организацию. Последняя в данном случае выступает в роли налогового агента.

Иностранная организация – налоговый агент по налогу на прибыль

Если у иностранной компании в РФ есть постоянное представительство, то она является налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате некоторых видов доходов иностранным компаниям, у которых отсутствуют постоянные представительства в РФ.

Читайте также:  Аккредитация представительства иностранной компании в 2020 году

Налогооблагаемые доходы, получаемые иностранными компаниями без представительств в РФ, приведены в ст. 309 НК РФ. Данный перечень включает в себя:

  • дивиденды, уплачиваемые участнику российской компании;
  • доходы, которые получены при распределении прибыли/имущества российской компании (включая распределения при ликвидации);
  • проценты по любым долгам, в том числе долговые обязательства по гос- и муниципальным эмиссионным ценным бумагам;
  • доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные в результате продажи акций или долей российских компаний, активы которых свыше 50% состоят из недвижимого имущества, находящегося в РФ;
  • доходы, полученные от реализации российской недвижимости;
  • доходы, полученные от сдачи имущества в аренду или субаренду, использование которого происходит в РФ;
  • доходы, полученные от международных перевозок;
  • штрафы, пени, полученные за нарушение обязательств;
  • иные доходы.

Особенности налогообложения иностранных организаций в РФ

Иностранные представительства в РФ должны уплачивать определенный процент от своего дохода в бюджет нашей страны. При этом налогообложение иностранных компаний в РФ можно разделить на 2 вида:

  1. Налогообложение компаний, имеющих в РФ представительства.
  2. Налогообложение организаций, которые не имеют в РФ представительств, но получают доход иным образом.

Определимся с тем, что понимают под постоянным представительством. Данное понятие рассматривают в качестве филиала организации. Оно распространяется на все подразделения компании, которые постоянно проводят предпринимательскую деятельность в РФ. В большей части случаев это является предпринимательством, но не всегда. При этом иные вспомогательные подразделения компании могут иметь совсем иной порядок налогообложения.

Одним из объектов для обложения у таких организаций будет доход, полученный ей при осуществлении своей деятельности в РФ. При этом для расчета налоговой суммы учитывается не доход организации, а разница между ее доходами и расходами. Так, например, происходит налогообложение организаций, занятых торговлей.

Кроме того, налог нужно будет уплачивать с доходов, полученных иностранной компании в результате использования (или обычного владения) имущества. Конечно, данное имущество должно быть зарегистрировано на данное представительство. Таким же образом исчисляется налог, как и в предыдущем случае: от суммы полученных доходов отнимается затраты, связанные с получением этого дохода (к примеру, на обслуживание машин, ремонтные работы и др.).

Таким образом, не все иностранные компании уплачивают налоги одинаково. Существуют и такие представительства, которые занимаются исключительно оказанием услуг – вспомогательных и подготовительных. Данные услуги они оказывают на постоянной основе и бесплатно. Однако, независимо от этого они тоже попадают под налогообложение. Но налог исчисляется не с разницы доходов и расходов, а с затрат на осуществление своей деятельности. То есть, чем меньше компания затратит на свои функции, тем меньше ей придется уплатить. В настоящее время налоговая ставка установлена в размере 20%.

Бухгалтерская отчетность иностранных организаций в РФ

Важно! Иностранные организации, которые зарегистрированы и ведут деятельность в РФ, обязаны вести бухгалтерский учет. Филиалы и представительства компании самостоятельно выполняют функции юрлица и отражают результаты своей деятельности на счетах бухучета. При этом их обязанностью является формирование учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета. Кроме того, обязанностью иностранных организаций в РФ также является составление учетной политики для целей налогового учета.

Иностранные компании, которые являются налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством РФ, должны отчитываться по месту постановки на учет и предоставлять в ФНС отчетность. Состав отчетности для разных иностранных компаний будет отличаться. Помимо налоговой отчетности, иностранные компании также подают в налоговый орган финансовую отчетность, независимо от показателей своей деятельности и своего налогового статуса. Читайте также статью ⇒ НДС НАЛОГОВОГО АГЕНТА: ПРОВОДКИ

Налогообложение иностранных организаций в РФ

Вид налогаПорядок уплаты
Налог на прибыльПод прибылью иностранной организации в РФ понимают доход, полученный от осуществления деятельности через постоянные представительства в РФ, уменьшенный на величину экономически обоснованных расходов, понесенных данными представительствами. Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, из которых 2% перечисляется в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта РФ, в котором осуществляется деятельность.

Если у иностранной компании нет в РФ представительств, но она получает доход от каких-либо российских источников, то налог за нее уплачивает налоговый агент.НДСИностранные компании, которые осуществляют реализацию товаров (услуг) через свои представительства в РФ, являются такими же плательщиками налога НДС, как и российские организации. То есть они на общих основаниях уплачивают в бюджет НДС и подают в ФНС налоговую декларацию.

Иностранные организации, которые не имеют в РФ постоянных представительств, также являются плательщиками налога НДС. Но это за них делают налоговые агенты, то есть контрагенты иностранных компаний, состоящие на учете в России.

Налог на имущество

Для иностранных компаний с постоянными представительствами в РФ, объектом налогообложения будет являться имущество (движимое, недвижимое), относящееся к ОС.

Для компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, в качестве объекта налогообложения будет выступать имущество, принадлежащее на правах собственности и находящееся в РФ.

Иностранные компании, уплачивающие налог на имущество, обязаны подавать в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.

Кто может быть признан иностранным агентом

Госдума приняла в третьем чтении закон, позволяющий признавать иноагентом практически любое физическое лицо, которое получает средства из-за границы и при этом ретранслирует информацию зарубежных СМИ, признанных иностранными агентами . В законе говорится о материалах, которые как созданы, так и распространены такими организациями (реестр иноагентов ведет Минюст, включая в него юрлица по согласованию с МИДом).

Проект принятого сегодня закона был внесен в Госдуму группой депутатов и сенаторов в декабре 2017 г. Это произошло сразу после того, как в законе о СМИ установили понятие «иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента», приравняв их по части обязанностей к некоммерческим организациям (НКО), выполняющим функции иностранного агента.

На сегодняшний день иноагентами в России признаны 10 СМИ: «Голос Америки», «Idel.Реалии», «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии», телеканал «Настоящее время», Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), «Сибирь.Реалии», «Фактограф», «Север.Реалии».

Как глушить «вражеские голоса» в 2019 году

Поправки касаются и российских юридических лиц. Получив средства из-за рубежа, одновременно распространив сообщения от СМИ-иноагентов или поучаствовав в создании «указанных сообщений», такие лица сами будут признаны иноагентами. Сведения о них будут внесены в реестр Минюста.

Кроме того, юрлица, которые уже были признаны СМИ-иноагентами, обязаны создать российское юрлицо до 1 февраля 2020 г. К ним будут применяться отдельные положения закона об НКО – иностранных агентах, в частности, все материалы будут специальным образом промаркированы.

В случае невыполнения требований закона, Роскомнадзор сможет ограничить доступ к «информационному ресурсу соответствующего лица». Порядок ограничения и возобновления доступа к информационному ресурсу еще должно установить правительство, следует из принятых поправок.

Ранее председатель комитета Госдумы по информполитике, соавтор поправок Леонид Левин сказал, что журналисты, работающие в СМИ, ранее внесенных в реестр иноагентов, не будут автоматически признаваться иноагентами . По его словам, «если человек пишет какие-то материалы, связанные с общественно-политической ситуацией, то, безусловно, риски появления статуса иноагента возможны». Получение зарплаты от СМИ-иноагента не означает, что журналист автоматически становится иноагентом, считает Левин.

Партнер юридической компании «Юстерс» Максим Чернавин подчеркивает, что по тексту этого закона «любое лицо, которое распространяет материалы, созданные иностранным СМИ, и получающее любые средства из-за рубежа, может быть признано иноагентом» : «При этом не важно, что это за иностранное лицо, даже если ваша бабушка из Латвии вам прислала деньги на оплату учёбы, то вы иноагент». Закон будет работать выборочно, распространяя режим иноагентов вслед за юрлицами и на физлиц, считает он.

«Это реактивная политика в чистом виде, а не право, – говорит старший партнер КА Pen & Paper Константин Добрынин. – В законе должны быть чётко прописаны все дефиниции, понятные критерии, не должно быть пространства для усмотрения, потому что это в нашей стране приводит к коррупции и нарушению прав и свобод граждан. В нынешнем виде под действие закона может попасть любой интернет-пользователь, выражающий свою точку зрения о политической обстановке, попросту сделав репост сообщения СМИ из «черного списка». Отчасти в зоне риска окажутся и гражданские активисты, поскольку из прочтения закона следует, что он может применяться адресно, а это означает риск манипуляций, так как используемые в нем формулировки максимально абстрактны». Добрынин отмечает, что в законе отсутствует даже указание на то, что должна учитываться цель получения денежных средств при определении того, считать ли человека или юрлицо СМИ – иностранным агентом. Даже если гражданин репостнул колонку блогера-иноагента, но при этом работает в НИИ и получает гранты из-за границы, то он рискует сам попасть в число СМИ – иностранных агентов, говорит эксперт.

Сейчас на рассмотрении Госдумы также находится законопроект о введении в КоАП штрафа до 5 млн руб. за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента. Предполагается, что закон о штрафе вступит в силу 1 февраля 2020 г. На данный момент проект одобрен в первом чтении.

ООО, филиал, представительство с иностранными инвестициями: Правовые аспекты и налогообложение

С. Гаврилова, ведущий юрист

Опубликовано в “Финансовой газете. Региональный выпуск”, 2011, N 35

В российском законодательстве отсутствует ограничение для деятельности иностранных организаций на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими юридическими лицами.

Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация должна быть зарегистрирована. Форма регистрации зависит от выбора ее участников, который непосредственно обусловлен целью деятельности. Так, иностранная организация вправе выступить учредителем юридического лица любой организационно-правовой формы, а также аккредитовать свой филиал или представительство.

ООО с иностранными инвестициями

Учрежденное иностранными участниками общество с ограниченной ответственностью будет являться российской организацией – юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иметь статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”). Данное юридическое лицо будет подчиняться российским законам.

Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами, такими как Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, Федеральный закон N 160-ФЗ.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).

Иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляются гарантии правовой защиты. Полная и безусловная защита прав и интересов обеспечивается Федеральным законом N 160-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Например, иностранные инвесторы имеют такие гарантии, как использование различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, переход прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, право иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг и пр.

Филиал и представительство иностранной организации

Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация может быть зарегистрирована в качестве филиала или представительства. Содержание понятий “филиал” и “представительство” раскрывается отдельно в гражданском законодательстве для целей государственной регистрации и отдельно в налоговом законодательстве и международных актах для целей исчисления и уплаты налогов.

Так, филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (ч. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона N 160-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1419). Филиал иностранного юридического лица имеет право вести предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.

Возможность создания представительства иностранной организации на территории Российской Федерации Федеральным законом N 160-ФЗ не установлена. Однако иностранная организация вправе открыть представительство на основании положений ст. 2 ГК РФ. Представительство в отличие от филиала обладает более узкими функциями. Оно наделено лишь правом представления интересов юридического лица и осуществления их защиты (ч. 1 ст. 55 ГК РФ).

Для целей налогообложения налоговое законодательство не использует понятия “филиал” или “представительство”. В п. 2 ст. 11 НК РФ закреплено понятие “обособленное подразделение организации” – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Следовательно, факт государственной регистрации обособленного подразделения для целей налогообложения значения не имеет. Это объясняется тем, что доходы, полученные в результате незаконного предпринимательства, также должны облагаться налогами.

Кроме того, отдельно для целей исчисления и уплаты налога на прибыль в гл. 25 НК РФ установлено понятие представительства иностранной организации, содержание которого включает в себя также филиал.

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей применения гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

– пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

– проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

– продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

– осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Причиной образования постоянного представительства иностранной организации может быть также осуществление поставок с территории Российской Федерации принадлежащих иностранной организации товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.

В международных актах для целей исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы, сформулировано понятие представительства. Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2009 г., приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.

Поскольку международные акты имеют приоритет над нормами российского законодательства, то, если в международном договоре предусмотрено понятие представительства, отличное от установленного в НК РФ, должны применяться положения международного договора (ст. 7 НК РФ).

Например, согласно Международному соглашению от 15.12.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении доходов на капитал строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев (ч. 3 ст. 5 этого Соглашения). Между тем ст. 308 НК РФ для целей образования такого вида постоянного представительства, как строительная площадка, не содержит ограничения по срокам продолжительности работ. Поэтому турецкая организация в отношении строительной площадки будет образовывать постоянное представительство по правилам ч. 3 ст. 5 Международного соглашения. Следовательно, в течение срока, установленного Международным соглашением, когда существование строительной площадки еще не приводит к образованию постоянного представительства, турецкая организация не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль.

Налогообложение филиалов и представительств, а также юридических лиц с иностранными участниками

Налогообложение юридических лиц, учредителями которых являются иностранные организации, производится в соответствии с требованиями НК РФ в порядке, аналогичном налогообложению доходов юридических лиц, учредителями которых являются российские организации и граждане. Юридические лица в зависимости от видов деятельности, объема производства и величины выручки могут применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.

Единственным отличием в налогообложении для учредителя-иностранца будет ситуация, связанная с выплатой дивидендов. Так, согласно п. п. 3, 4 ст. 224 и пп. 2, 3 п. 3 ст. 284 НК РФ собственники – российские организации или физические лица – налоговые резиденты заплатят налог по ставке 9%, а иностранные граждане или иностранные организации – 15%, если иное не предусмотрено международными договорами.

Иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, Федеральный закон N 160-ФЗ предусматривает так называемую стабилизационную оговорку для иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционные проекты. Эта оговорка заключается в том, что при увеличении совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора новые федеральные законы не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта. Однако на практике данная норма “не работает”. По мнению специалистов налоговой службы, в НК РФ не говорится о том, что льготы для организаций – участников инвестиционных проектов сохраняются. В НК РФ нет прямой ссылки на Федеральный закон N 160-ФЗ, поэтому при изменении норм налогового законодательства будут преобладать нормы НК РФ и, следовательно, использовать ранее установленные налоговые преимущества организация с иностранными инвестициями не сможет.

Существуют некоторые особенности налогообложения филиалов и представительств иностранных государств. Они исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с требованиями НК РФ и положениями международных договоров (ст. 7 НК РФ). Согласно данной норме, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Следовательно, если в международном договоре (соглашении) предусмотрен порядок налогообложения отдельных видов дохода, отличный от установленного в НК РФ (в том числе льготный), должны применяться положения международного договора (соглашения).

Например, в гл. 21 НК РФ для филиалов и представительств иностранных компаний предусмотрены льготы по НДС в части аренды помещений при условии закрепления аналогичных льгот в международном договоре. Так, в соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данное правило применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации (ст. 149 НК РФ).

Совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 утвержден Перечень иностранных государств, в отношении аккредитованных в Российской Федерации граждан и (или) организаций которых применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации.

Однако важно иметь в виду, что все без исключения иностранные организации, в том числе их филиалы и представительства, иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Российские организации, в том числе с иностранными участниками, вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии, что их деятельность соответствует требованиям гл. 26.2 НК РФ.

Что такое контролируемые иностранные компании?

Контролируемые иностранные компании (далее — «иностранцы») — применяемый для налоговых целей особый термин. Каким документом регламентирован порядок действий контролируемых «иностранцев» и кто к ним относится — узнайте из нашего материала.

Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)

Законом о контролируемых иностранных компаниях называют закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который:

  • внес многочисленные корректировки в НК РФ (включая новые, ранее не применявшиеся понятия и нормы) относительно налогообложения прибыли и доходов контролируемых иностранных компаний;
  • направлен на обеспечение контролируемыми российскими резидентами уплаты «прибыльных» налогов «иностранцами»:
    • по нормам российского законодательства;
    • в бюджет РФ;
  • действует с января 2015 года.

Из законодательных корректировок следует, что россияне (юрлица и физлица):

  • могут учреждать иностранные фирмы;
  • владеть ими;
  • контролировать их;
  • получать от них прибыль.

Одновременно предоставленные права требуют от налогоплательщиков — резидентов РФ выполнения конкретного перечня обязанностей, неисполнение которых подконтрольно налоговикам и наказуемо в силу требований НК РФ.

Закон о контролируемых иностранных компаниях изначально был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), что считается его официальным опубликованием. В дальнейшем текст закона о контролируемых иностранных компаниях (закона о КИК) был размещен в информационно-справочных системах и на различных сайтах в интернете.

Закон о КИК в 2016 году был откорректирован и дополнен — внесенные ранее в НК РФ положения уточнены в части налогообложения контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных организаций (закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

Тексты отдельных законов и статей НК РФ с комментариями, помогающими разобраться в тонкостях бухгалтерского и налогового законодательства, вы можете найти на нашем сайте:

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)

Список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ) приведен в ст. 25.13 НК РФ. В частности, ею определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой:

  • «иностранцы» (в том числе иностранные структуры без образования юрлица) не являются налоговыми резидентами РФ;
  • контролирующими «иностранцев» лицами являются налоговые резиденты РФ.

Расшифровка термина «контролирующее лицо» приведена на схеме ниже:

Ключевым понятием для классификации лица в качестве КЛ является термин «доля участия». Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже:

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ

По ст. 25.14 НК РФ у КЛ появляется «информационная» обязанность, заключающаяся в подаче сведений налоговикам по месту своего нахождения/месту жительства (см. таблицу ниже):

Об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)

Не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной фирме

О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются

Не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у КЛ

О прекращении участия в иностранных организациях

Не позднее 1 месяца с даты прекращения участия

Допустимые НК РФ условия оформления, представления и корректировки уведомлений:

  • представление уведомлений производится в электронной форме (физлица вправе подать сведения на бумаге);
  • каждое уведомление имеет свои форматы и формы (например, форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях утверждена приказом ФНС России от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@);
  • у КЛ есть возможность уточнить ранее поданные сведения, если в первичном сообщении обнаружены неточности, ошибки или неполные сведения;
  • уточнение поданных ошибочных сведений ранее момента обнаружения неточностей налоговиками избавляет КЛ от ответственности по ст. 129.6 НК РФ;
  • если уведомление не подано, а налоговики располагают информацией о том, что налогоплательщик является КЛ, в его адрес направляется требование о необходимости представления пояснений или подачи уведомления;
  • если налогоплательщик не считает себя КЛ, при получении от налоговиков вышеуказанного требования он вправе документально подтвердить свою позицию (дополнительно представить налоговикам подтверждающие данные);
  • если представленные доказательства (после исследования их налоговиками) подтвердят обоснованность признания налогоплательщика КЛ, в его адрес направляется уведомление о контролируемых им иностранных фирмах для признания его КЛ;
  • существует возможность оспорить в суде указанное в предыдущем пункте уведомление — о факте оспаривания налогоплательщик должен сообщить налоговикам;
  • если уведомление не оспаривалось, через 3 месяца с момента его получения налогоплательщик считается признавшим себя КЛ.

Об иных «информационных» обязанностях хозяйствующего субъекта узнайте из размещенных на нашем портале статей:

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Законом № 376-ФЗ уточнен алгоритм расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании. Для ее расчета применяется один из нижеуказанных способов:

  • прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль до налогообложения по данным финотчетности за финансовый год, составленной по национальным стандартам «иностранца»;
  • прибыль определяется по российским правилам (если такой способ расчета будет выбран, его требуется применять не менее 5 налоговых периодов с даты первого применения).

Применение первого из указанных способов возможно только при соблюдении условий, классифицируемых как:

  • географические — постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании должно являться иностранное государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения (исключая страны, не обеспечивающие обмен информацией с РФ для целей налогообложения);
  • подтверждающие достоверность — по финотчетности, на основании которой определяется подлежащая налогообложению прибыль, представлено аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения относительно ее достоверности или отказа в выражении мнения.

Подробнее об особенностях налогообложения «иностранцев» — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

Итоги

Контролируемыми иностранными компаниями признаются не являющиеся резидентами РФ зарубежные фирмы или иностранные структуры без образования юрлица, которые контролируются фирмами или физлицами, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.

Ссылка на основную публикацию