Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ в 2020 году

Иностранные инвестиции в российский бизнес 2020: риски vs возможности

Бизнес-завтрак с легендарным инвестором Джимом Роджерсом

О проекте


Прямые иностранные инвестиции в Россию по-прежнему сокращаются: по итогам прошлого года они упали втрое, обновив минимум за последние 10 лет, а чистый отток зарубежных инвестиций показал максимальное значение с 2014 года и составил $23,1 млрд, указывали аналитики ЦБ. Зарубежные инвестиции являются мощным драйвером роста экономики, тем более что у России на этот счет амбициозные планы. К 2024 году она должна войти в пятерку крупнейших экономик с темпами роста ВВП выше мировых, сохранив при этом низкую инфляцию. Возможно ли достичь поставленной цели без привлечения иностранного капитала? Пока российское правительство рассчитывает на собственные силы. Прорыв российской экономики должны обеспечить национальные проекты, на реализацию которых будет выделено 25,7 трлн рублей, преимущественно из федерального и региональных бюджетов. Несмотря на снизившийся интерес, среди инвесторов остаются те, кто верит в доходность и перспективность российского рынка. Один из них – легендарный инвестор Джим Роджерс. «Впервые я оказался [в России] в 1966 году. Хотите верьте – хотите нет, и я уехал пессимистом в отношении будущего России. И я оставался пессимистом в течение 46 лет. Теперь я оптимист», – говорил Роджерс в 2014 году. Его оптимизм сохранился, и он инвестирует в российский рынок до сих пор. Вместе с Роджерсом и другими инвесторами на бизнес-завтраке «Ведомостей» мы поговорим о потенциале и перспективах российского рынка, его рисках и возможностях.

Программа

09:30 – 10:00. Регистрация участников.

10:00 – 12:00 Бизнес-завтрак. Иностранные инвестиции в российский бизнес 2020: риски vs возможности

Модераторы
Генри Фой, глава московского бюро газеты Financial Times
Марианна Минскер, ведущая, международный телеканал RTVI

Темы для обсуждения

  • Санкции или внутристрановые риски: что определяет имидж России в глазах иностранных инвесторов?
  • Государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций – реальная и декларируемая.
  • Состояние и перспективы рынка слияний и поглощений с участием иностранных инвесторов.
  • Возросшие риски прямых инвестиций и их влияние на инвестклимат в целом.
  • Почему глобальные рынки капитала по-прежнему закрыты для российских эмитентов и есть ли им альтернатива?
  • Роль иностранных инвестиций в развитии частного предпринимательства и стоимости активов в России.
  • Прогноз на 2020 год: увидим ли мы изменения к лучшему и что для этого должно быть сделано?

Участники дискуссии
Джим Роджерс, инвестор
Грегори Абовски, операционный директор, финансовый директор, «Яндекс»
Том Блэквелл, генеральный директор, EM
Артем Засурский, вице-президент по стратегии, АФК «Система»
Елена Ивашенцева, старший партнер, Baring Vostok Capital Partners
Дмитрий Крюков, основатель, старший партнер, инвестиционный фонд «Эльбрус капитал»
Стюарт Лоусон, член правления, Ассоциация европейского бизнеса; старший советник, EY
Танака Масафую, представитель в России SBI Holdngs JAPAN
Алексис Родзянко, президент, Американская торговая палата в России
Дмитрий Седов, председатель совета директоров, Goldman Sachs (Россия)
Дэвид Стюарт, партнер, юридическая фирма Latham & Watkins (Москва, Лондон)
Борис Титов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен)
Регина фон Флемминг, независимый директор, МТС; советник генерального директора, «Аксенчер»
Иван Чакаров, главный экономист по России и СНГ, «Ситибанк»

Ограничения для иностранных инвесторов

Закон устанавливает ограничения на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – «Хозяйственные общества»), а также регулирует отношения, связанные с совершением иных сделок, в результате которых иностранные инвесторы или группы лиц устанавливают контроль над Хозяйственными обществами (ст. 2 Закона).

Закон содержит перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. К ним относятся, во-первых, виды деятельности, связанные с обороной страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами, радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью, космическими разработками. Во-вторых, к стратегически важным областям отнесена деятельность средств массовой информации, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более численности населения субъекта РФ, деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 млн. экземпляров, а также полиграфическая деятельность, осуществляемая субъектом, способным обеспечить печать не менее 200 млн. листов оттисков в месяц. В-третьих, стратегически важной признана деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением предоставления доступа к сети “Интернет”) и включенным в реестр, предусмотренный Федеральным законом “О защите конкуренции”, на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории 5 и более субъектов РФ, в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, а также оказание услуг хозяйствующим субъектом, внесенным в реестр субъектов естественных монополий, и некоторые другие. К четвертой категории можно условно отнести деятельность, связанную с полезными ископаемыми и природными ресурсами: геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добычу (вылов) водных биоресурсов, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и др. (ст. 6 Закона).

Законом установлены разрешительный и уведомительный порядок согласования установления контроля иностранного инвестора над Хозяйственными обществами. Та или иная процедура зависит от количества приобретаемых акций (долей) или иных факторов, позволяющих говорить о возможности контроля со стороны иностранного инвестора над Хозяйственным обществом. Необходимость согласования со специальной правительственной комиссией (которая еще не создана) предусмотрена для иностранных инвесторов или групп лиц в отношении сделок, в результате совершения которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал Хозяйственного общества, а также право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа Хозяйственного общества, и (или) безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Хозяйственного общества (ст. 7 Закона). К сделкам, подлежащим предварительному согласованию относятся также сделки, совершенные иностранными государствами, международными организациями, а также находящимися под их контролем организациями, влекущие приобретение права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % но не более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы Хозяйственных обществ, или иную возможность блокировать решения органов управления Хозяйственных обществ (ст. 2 Закона). Изъятия в отношении данного правила предусмотрены для сделок, до совершения которых иностранный инвестор уже прямо или косвенно осуществлял контроль более чем над 50 % голосующих акций Хозяйственного общества (ст. 4 Закона). Несколько иные правила установлены в отношении Хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ст. 7 Закона). К ним применяются более жесткие ограничения. Сделки, которые нарушают требования Закона, ничтожны (ст. 15 Закона).

Иностранный инвестор должен уведомлять о любой сделке, в результате которой приобретается 5 и более процентов акций (долей) в Хозяйственном обществе (ст. 14 Закона). Закон обязывает иностранного инвестора в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу представить в уполномоченный орган в информацию о владении им 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал Хозяйственного Общества, приобретенных до вступления Закона в силу (ст. 16 Закона).

Обращаем внимание на то, что положения Закона применяются к сделкам, совершенным за пределами территории России, если они касаются установления контроля со стороны иностранных инвесторов или групп лиц над Хозяйственными обществами. При этом действие Закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Россия (ст. 2 Закона). Действие закона также не распространяется на сделки, совершенные до даты его принятия (ст. 16 Закона).

Помимо перечисленных выше положений, Закон подробно регламентирует признаки нахождения Хозяйственного общества под контролем (ст. 5 Закона), дает четкие дефиниции (ст. 3 Закона), прописывает порядок и процедуру предварительного согласования сделок (ст. 12 Закона)

Анна Белицкая, юрисконсульт компании “Гарант”

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17

Статья просмотрена: 13824 раза

Библиографическое описание:

Бутузова А. С., Афанасьева Е. В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 711-713. — URL https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 04.03.2020).

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Читайте также:  Совместное предприятие с иностранной компанией в 2020 году

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;

2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;

2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;

3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;

4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;

5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;

6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;

7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;

8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;

9) Право на возможное участие в процессе приватизации;

10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;

11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;

12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.

4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России

Осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ.

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Особенностью инвестиционной деятельности, осуществляемой иностранным инвестором в России, является то, что вложение иностранного капитала производится в объект только предпринимательской деятельности на территории России: в деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, интеллектуальную собственность, а также услуги и информацию. Эти объекты должны принадлежать иностранному инвестору и быть оборотоспособными в России.

Выделяют два вида инвестиций:

  • 1. прямая иностранная инвестиция – это приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ, либо вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ,
  • 2. портфельные инвестиции – это приобретение иностранным инвестором акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг.

Иностранными инвесторами являются иностранная организация и иностранный гражданин, которые вправе в соответствии с законодательством своего государства осуществлять инвестиции на территории РФ, лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России и вправе в соответствии с законодательством государства своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ, международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ, а также иностранные государства в порядке, определяемом федеральными законами.

Гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами, – обязательства государства перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Россия предоставляет следующие гарантии прав иностранных инвесторов:

1. Гарантия, обеспечивающая неприкосновенность объекта, составляющего иностранную инвестицию, на территории РФ.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию. Последнее допускается по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции им выплачивается стоимость реквизируемого имущества. После прекращения действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

2. Гарантия недискриминации означает, что на иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Так, ч. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях закреплено:

Читайте также:  Открыть счет в банке для иностранной компании в 2020 году

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

А в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

Иностранному инвестору предоставлена гарантия использования различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, не запрещенных законодательством РФ:

создание на территории РФ своих филиалов и представительств;

создание юридического лица, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;

приобретение доли (вклада) в уставном (складочном) капитале юридического лица, созданного или вновь создаваемого на территории России (коммерческая организация с иностранными инвестициями);

долевое участие вместе с российскими лицами в различных совместных проектах;

приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг;

приобретение различных прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестной конкуренции.

3. Гарантия стабильности условий инвестирования включает в себя гарантию от не

благоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ.

В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры:

  • – ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • – федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ);
  • – взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации);
  • – либо вносятся в действующие федеральные законы и иные

нормативные правовые акты РФ изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;

– либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в РФ по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.

Такие новые ФЗ и иные НПА РФ не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций

4. Гарантия, обеспечивающая право инвестора воспользоваться результатами своей деятельности, включает гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу, гарантию использования на территории РФ и перевода за пределы России правомерно полученных денежных сумм, и гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан уступить требования и перевести долг другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в России такой переход прав признается правомерным.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории России для реинвестирования с соблюдением положений или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ., которая обеспечивается законодательством РФ и международными договорами РФ.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде РФ либо в третейском суде.

Помимо предоставления государственных, гарантий защиты прав иностранных инвесторов, такая защита может осуществляться посредством имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Наряду с внутренним законодательством иностранные инвестиции регулируются также двусторонними и многосторонними международными договорами РФ.

В качестве первых могут выступать торговые договоры и соглашения об иностранных инвестициях, в которых определяется правовой режим инвестиционной деятельности иностранными инвесторами, устанавливаются порядок допуска иностранных лиц к этой деятельности, объем и государственные гарантии их прав, регулируются вопросы налогообложения, процедуры передачи инвестиционных споров на рассмотрение суда и арбитража и др.

В качестве многостороннего международного договора РФ в области регулирования иностранных инвестиций можно назвать Сеульскую конвенцию о создании Многостороннего агентства по страхованию иностранных инвестиций от 11 октября 1985.

Основная задача Агентства – стимулировать поток инвестиций в производительных целях между государствами-участниками Конвенции, и особенно в развивающиеся страны. Агентство предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование, от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране резидентами из других стран; проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия притоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Оно предоставляет гарантии следующим инвестициям: капиталовложениям на приобретение акционерного участия, различным формам прямых капиталовложений и среднесрочным и долгосрочным займам, любым перечислениям иностранной валюты, производимым с целью модернизации, расширения или развития существующего капиталовложения и использования поступлений от существующих капиталовложений.

Агентство предоставляет гарантии капиталовложениям на случай убытка в результате введения ограничений в конвертировании валюты принимающего государства за его пределами; экспроприации имущества иностранного инвестора или аналогичных мер; нарушения принимающим государством договора с иностранным инвестором; войны и гражданских беспорядков на территории государства, принимающего инвестиции.

В основе договора о гарантии лежит договор страхования, сторонами в котором являются Агентство (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). Агентство не обеспечивает полного возмещения капиталовложения в случае его полной потери инвестором. Это положение направлено против возможного безответственного поведения инвесторов, рассчитывающих на полное возмещение потери. Обычно компенсируется от 70 до 95% ущерба.

Всё про иностранные инвестиции: виды, формы, значение в экономике РФ

Для отдельных категорий граждан иностранные инвестиции давно стали мантрой, заговором, надеждой на доброго дядю. Придет «забугорный учитель», безвозмездно построит завод, садик и жилой комплекс, смахнет скупую слезу и уедет. Увы, это не российские купцы (Третьяков, к примеру), благотворительностью не отличаются.

Кто такой иностранный инвестор

У нас разный менталитет. Для нас нормально разделить с ближним кусок хлеба, помочь нуждающемуся. Западный человек воспитан иначе: часто воспринимает вложения в другую страну как бизнес (обмен стеклянных бус на золото). Пример этому – отношение США к странам Ближнего Востока, Китаю или Англии – к колониальной Индии.

Я часто говорю: если не хотите закончить жизнь в резервациях, рассматривайте скромного американского пастора как инвестора. Россия – страна богатая: желающих оттяпать кусочек – легион.

Кто может быть инвестором

По отношению к России иностранным инвестором считаются зарубежные :

  • страны (порядок определяется Федеральным законодательством);
  • организации с международным статусом (действуют на основании международных договоров);
  • юридические лица;
  • организации, правовой статус которых не юридическое лицо, но законы страны-регистратора позволяют вести зарубежную инвестиционную деятельность;
  • граждане (если их законодательство дозволяет заниматься данной деятельностью);
  • лица без гражданства, проживающие вне РФ (руководствуются законами страны проживания).

Основные объекты инвестирования

Основные объекты, вызывающие у инвесторов интерес:

  • нефтег а зодобыча и переработка;
  • агропромышленный комплекс;
  • горно-рудные комбинаты;
  • сталел и тейное производство.

Одним словом, о трасли, по-прежнему пользующиеся популярностью.

Инвесторы помельче присматриваются к пивоваренным заводам, гостиницам, химчисткам, сетям быстрого питания.

Правовой статус иностранного инвестора в РФ

Ограничения, предусмотренные для иностранных инвесторов

Иностранным инвесторам создают льготные условия работы. Поэтому часто по отношению к отечественному производителю предприятия с иностранным капиталом находятся в лучших условиях.

Однако, если предприятие принадлежит к группе объектов, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны, покупку более 50 % уставного капитала согласовывают с Правительственной комиссией (ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хоз. общества, имеющие стратегические значения…»).

Сделки объемом от 25 % до 50 % также подлежат согласованию.

Льготы для вкладчиков

Государство с целью привлечь иностранного инвестора предусматривает для него определенные льготы.

  1. При условии, что не менее 10 % уставного капитала – иностранные инвестиции, предоставляются таможенные льготы. Освобожда е тся от уплаты налогов оборудование, комплектующие, запчасти (когда это часть уставного капитала) (ст. 150 Налогового к одекса, ФЗ «О Таможенном тарифе»).
  2. Когда доля иностранных инвестиций более 30 % в уставном капитале, разрешается экспортировать произведенную продукцию без лицензии (однако в частных случаях есть ограничения по сфере деятельности).
  3. Поддержка, дополнительные льготы и гарантии предоставляются иностранным инвесторам на региональном уровне за счет местных бюджетов и региональных средств.

Принципы налогообложения

Права иностранных инвесторов

Международные договоры по иностранным инвестициям, коих придерживается Россия, декларируют создание национального режима.

Согласно ст. 3 з акона иностранный инвестор имеет прав о :

  • б ыть долевым инвестором при создании совместных предприятий;
  • б ыть организатором и собственником предприятий и филиалов;
  • п окупать и продавать (частично, полностью) имущественные комплексы, предприятия, законченные и незаконченные объекты строительства, ценные бумаги, паи, другое имущество;
  • п риобретать права пользования землей и иными природными ресурсами;
  • п риобретать иные имущественные права;
  • з аниматься разрешенной з аконами РФ инвестиционной деятельностью.
Читайте также:  Можно ли открыть ИП в России белорусу в 2020 году? Как оформить?

Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций

  • договоры защиты (например, двухсторонние международные конвенции и договоры о взаимных гарантиях);
  • договоры регулирования.

Способы разрешения споров в России

Все споры об иностранных инвестициях (в т. ч. по вопросам компенсации) решает:

  • Верховный суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;

И ли же согласно международно му договор у , действующе му на территории РФ.

Если одна из сторон спора – государственное учреждение, предприятие или организация, а вопросы связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью, нужно обращаться в суд, Третейский суд или Международный центр по урегулированию международных споров.

Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики

  • не менее 25 % голосующих акций АО;
  • не менее 1/3 доли в ООО;
  • имущество на сумму более 25 % активов;
  • более 50 % голосующих акций зарубежного юрлица.

Перед покупкой доли придется обращаться в ФАС РФ, когда:

  • о бщая стоимость активов покупателя и продавца более 7 млрд руб.;
  • о бщая выручка за год превысила 10 млрд руб., а общая стоимость активов более 400 млн руб.

ФАС РФ контролирует импортные поставки организаций общей суммой за год больше 1 млрд руб.

Виды и формы иностранных инвестиций

Прямые (полное или частичное владение, не менее 10 % уставного капитала)Капитальные вложения, основной капитал:
  • покупка 10 % от уставного фонда и более;
  • ввоз или покупка основных фондов открываемого зарубежного филиала;
  • лизинг (финансовая аренда) не менее 1 млн руб.
Косвенные:

Портфельные (сохраняется требование владеть более 10 %)Приобретение портфеля ценных бумагТоварный и финансовый кредитОтсрочка платежа по импорту-экспорту на период 6 месяцев, международные депозиты и кредиты

С экономической точки зрения, наибольшее распространение получили 2 формы:

  • прямые (когда вкладчик получает право управления объектом);
  • портфельные (без возможности влиять на принятие решений).

Роль иностранных инвестиций в экономике России

Несмотря на санкции, в страну продолжают поступать иностранные инвестиции. При этом весомая часть – это наши с вами деньги, вывезенные за границу во время прихватизационного дерибана. Регистрируя компанию в офшоре или же Европе и США, а затем возвращая средства, собственник отмывает деньги, имея налоговые льготы.

К акие существуют препятствия для иностранных инвестиций в Россию

  • неполную проработку (особенно в сфере льгот), несогласованность з аконов;
  • защиту на законодательном уровне лоббирующей группы, а не всех инвесторов;
  • коррупцию и преступность (тю, вы еще на Украине не были);
  • несоблюдение международных договоров;
  • сложности с валютными операциями;
  • невозможность скупить землю вместе с недрами (ага, щасссс).

В общем, как мед, так ложкой. Целиком и полностью одобряю дотошность таможни и придирки налоговой, если это не даст вывезти богатства страны за рубеж.

Способы привлечения иностранных инвестиций в Россию

В 2020 г. прогнозируется приток больших денег: Правительство предлагает поучаствовать в приватизации крупных государственных банков и компаний (среди прочих называют Совкомфлот, Роснефть и ВТБ).

Небольших инвесторов останавливает наше з аконодательство. Нужно лишь:

  • доработать нормативные акты;
  • на региональном уровне усилить поддержку со стороны властей инвестиций в малый бизнес.

Заключение

Стимулирование притока иностранных инвестиций с грамотным направлением в отдельные отрасли, на самом деле, оживляет регионы. Новые рабочие места, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в местные бюджеты – сказка для непуганого туземца.

Часто условия работы хуже, чем на отечественных предприятиях. Продукция отправляется за границу (если компания работает на давальческом сырье). Но когда нет сил и средств, приходится соглашаться на такие кабальные условия.

На сегодня все. Жду комментарии и лайки. Подписывайтесь на статьи: продолжением будет «россияне как инвесторы за рубежом».

Государственное регулирование иностранных инвестиций в России

Иностранные инвестиции – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных и неимущественных прав, а также услуг и информации.

Существенное значение имеет привлечение иностранного капитала и совершенствование форм его участия в экономике России. Прежде всего это совместные предприятия, прямые и портфельные инвестиции. [3, с. 4]

Движение капитала поверх национальных границ – ведущий вид международных экономических отношений. Международное движение капитала оказывает большое влияние на экономики стран-экспортеров и импортеров. Поэтому подобная предпринимательская деятельность является предметом особого внимания со стороны государства.

Национальное государственное регулирование в этой области ведется в двух направлениях: регулирование поступления иностранных инвестиций (масштабы, формы, территориальное и отраслевое распределение) и регулирование вывоза капитала из страны.

Общие задачи государственного регулирования притока – стимулировать или ограничивать участие иностранного капитала в экономике, направить его в нужные отрасли, обеспечить наиболее предпочтительные формы участия. [4, с. 4]

Система регулирования включает принятие нормативных актов, которые содержат стимулирующие и ограничительные меры, формирование контролирующих государственных органов, дополнительные меры (заключение международных договоров, участие в страховании иностранных инвестиций, финансирование перспективных проектов, разного рода организационная и информационная поддержка).

Государственная политика в этом направлении должна разрешать противоречия между интересами иностранных инвесторов (собственная выгода предпринимателя, не всегда совпадающая с выгодой другой стороны) и национальными интересами. [6, с. 35]

К мотивам зарубежного инвестирования относятся: оптимизация размеров компаний и экономия за счет масштабов, неосуществимая в границах национальной экономики; использование преимуществ международного разделения труда; доступ к зарубежным природным ресурсам, дешевой рабочей силе; преодоление таможенных барьеров; рационализация налогообложения. [3, с. 3]

Формы зарубежного инвестирования – это международная кооперация производства, передача технологии, предоставление зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга, создание совместных или полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий, участие на основе концессий и договоров о разделе продукции.

Выгоды и недостатки различных форм иностранного инвестирования. Прямые инвестиции являются долгосрочными вложениями, способствуют повышению деловой активности в стране, но вызывают экспорт контроля над активами. Портфельные инвестиции часто имеют спекулятивный характер и могут стать фактором нестабильности финансового рынка. [4, с. 2]

Основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». [1]

В соответствии с ФЗ государство предоставляет иностранному инвестору следующие права и гарантии:

1) иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации.

2) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Так, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статьей 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. [2] Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основная масса мировых инвестиций (75 %) направляются в США, Европу и прочие развитые страны, а в развивающиеся и другие страны – 25 %. Главная роль в вывозе капитала принадлежит США, ЕЭС и Японии. Растет вывоз капитала и из новых индустриальных быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Большая часть инвестиций приходится на ТНК, а также международные финансовые организации (МБРР, МВФ, МБ, МФК, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др. В современном мире экспорт капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на коммерческих и льготных условиях. По целевому назначению это может быть государственная помощь развитию экономики, кредиты на осуществление инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Международная практика показывает, что более жесткие условия займов и кредитов предполагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты международных финансовых организаций. С учетом этого и осуществляется политика России по привлечению инвестиций.

Государственное регулирование инвестиций включает в себя как национальный, так и международный аспекты. В современных условиях инвестиционный процесс представляет собой единое целое, состоящее из двух основных частей – национальной и международной. Этому соответствует и его правовое регулирование, при котором инвестиционное право включает в себя национальное и международное право. Цель государственного регулирования внутренних и иностранных инвестиций состоит прежде всего в том, чтобы создать благоприятные условия для инвесторов. Однако в настоящее время российские банки слабо участвуют в инвестиционном кредитовании реальной экономики. Показательно, что отношение капитала, активов и кредитов к ВВП в нашей стране значительно ниже, чем в развитых странах. Так, отношение темпа роста капиталов в российских банках к ВВП в 4-5 раз ниже, чем в развитых странах, отношение роста активов банков к ВВП соответственно ниже в 2,5-5 раз, а отношение кредитов частному сектору к ВВП ниже в 4,5-7 раз. [5, с. 2] В данных условиях возрастает роль иностранных инвестиций в экономику страны. Поскольку в России отсутствует своя научно обоснованная система оценки инвестиционного климата в стране и ее отдельных регионах, то иностранные инвесторы в основном ориентируются на оценки зарубежных консалтинговых фирм, осуществляемые по международным стандартам.

Ссылка на основную публикацию