Гражданство РФ в упрощённом порядке
Ст.14 ФЗ № 62 определены категории иностранным граждан, для которых требования пунктов 1,2,3,4 для общего порядка упрощены, либо полностью отсутствуют.
Так на основании данной статьи:
- Иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право подать заявление о приёме в гражданство РФ без соблюдения всех требований п.1 в случае если он:
- имеет хотя бы одного родителя с гражданством РФ, проживающего на территории России;
- имел гражданство СССР, проживал и проживает в государстве, входившем в состав СССР, но не получил гражданства этого государства и остаётся в результате этого лицом без гражданства;
- является гражданином государства, входившего в состав СССР, получил среднее профессиональное или высшее образование в созданных в Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, после 1 июля 2002 года;
- является нетрудоспособным, прибыл в Россию из государства, входившего в состав СССР, и зарегистрирован по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года.
- Иностранный гражданин, имеет право подать заявление о приёме в гражданство РФ без соблюдения требования п. 1 касаемого срока проживания (в течение 5 лет), а подать его уже по истечении 1-го года в случае если он:
- родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР;
- состоит в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;
- нетрудоспособен и имеет дееспособного ребёнка (который достиг 18-летия, и является гражданином РФ);
- имеет ребенка, который является гражданином РФ, в случае, если другой родитель, являющийся гражданином Российской Федерации, умер, был признан безвестно отсутствующим, лишен родительских прав и в др. подобных случаях.
- В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения требований пунктов 1,2,3,4 и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории России.
Так на основании данной статьи:
Получение гражданства РФ в упрощенном порядке
Для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке необходимо наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства (далее в статье – иностранного гражданина) установленных российским законодательством оснований для этого, т. е., наличие жизненных обстоятельств, которые дают ему право на, своего рода, «льготное» получение гражданства РФ.
Указанные основания закреплены статьей 14 Федерального закона “О гражданстве РФ”, а также пунктами «А» и «Б» части 1 статьи 1 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года.
Самой простой, быстрой, не затратной, можно уверенно сказать, самой привилегированной на сегодняшний день, является процедура приема в российское гражданство в упрощенном порядке на основании части 8 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве РФ».
В этом порядке принять гражданство нашей страны могут те категории иностранных граждан, которые определены Указами Президента нашей страны № 183 от 24 апреля 2019 года, № 187 от 29 апреля 2019 года и № 343 от 17 июля 2019 года.
Данный вопрос детально рассмотрен в статьях нашего сайта:
Давайте теперь рассмотрим процедуру получения гражданства нашей страны в упрощенном порядке в соответствии с иными основаниями, закрепленными ст. 14 Федерального закона “О гражданстве РФ” (о четырехстороннем Соглашении мы также поговорим в данной статье ниже).
Требования к заявителю, основания и процедуру его получения мы очень подробно проанализировали в статье:
Вопросы, возникающие при приеме в российское гражданство несовершеннолетних детей, в том числе, проживающих за пределами России, подробно рассмотрены в статьях нашего сайта:
Заявление о приеме в гражданство России в рассматриваемом порядке может быть подано в подавляющем большинстве случаев в структурное подразделение по вопросам миграции МВД России, т. е. на территории нашей страны. Но из данного правила имеются исключения, когда заявление о приеме в российское гражданство может быть подано и в загранучреждение России в стране постоянного проживания заявителя, о чем мы также поговорим ниже.
В большинстве случаев решение о приеме в гражданство нашей страны в рассматриваемом порядке принимается в срок до шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления и всех других необходимых, оформленных надлежащим образом, документов.
О сроках получения гражданства РФ мы рассказывали здесь.
Подробный перечень документов на гражданство в зависимости от конкретной ситуации вы найдете здесь.
Рассматриваемый порядок получения российского гражданства на территории нашей страны предполагает необходимость предварительного получения вида на жительство в РФ и оформления регистрации по месту жительства. Для получения вида на жительство, во многих случаях, необходимо предварительно получить разрешение на временное проживание в РФ и прожить по нему не менее года.
Но из вышеуказанных общих правил имеются исключения, которые применяются в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также в отношении лиц, признанных носителями русского языка (об этом мы поговорим ниже).
Рассматриваемый порядок получения российского гражданства на территории нашей страны предполагает необходимость предварительного получения вида на жительство в РФ и оформления регистрации по месту жительства. Для получения вида на жительство, во многих случаях, необходимо предварительно получить разрешение на временное проживание в РФ и прожить по нему не менее года.
Вопрос 12 Понятие и принципы гражданства Российской Федерации
Понятие и принципы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».
Гражданство Российской Федерации– это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей
Принципы российского гражданства не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
1. Гражданство Российской Федерации является единым на всей территории Российской Федерации и во всех субъектах РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать свое собственное гражданство, тем самым обязуя гражданина РФ при перемещении по территории субъектов РФ каким-то образом подтверждать российское гражданство и отдельно приобретать гражданство данного субъекта федерации. Таким образом, данный принцип учитывает территориальные особенности РФ и является гарантией государственной целостности России.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и сроков его приобретения. Для реализации прав и свобод, принадлежащих гражданам РФ, не имеет значения способ приобретения лицом российского гражданства, а также срок его приобретения. В своих правах и обязанностях российские граждане равны перед законом.
3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Данный принцип является гарантией реализации гражданином РФ конституционного права на свободу передвижения по территории РФ, права выезда и возвращения в РФ. На гражданство реализация данного права не влияет.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Речь идет о сохранении российского гражданства, например, в случае вступления в отношении лица в силу обвинительного приговора суда и помещение его в места лишения свободы. Точно также как гражданин РФ вправе самостоятельно принять решение о добровольном выходе из гражданства РФ.
5. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Таким образом, реализуется принцип двойного гражданства.
6. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации. А значит, все обязанности и иные требования российского законодательства, будут действовать в отношении такого лица в полном объеме.
7. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации:
1) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству
2) органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
8. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Речь идет о проведении Российским государством политики сокращения безгражданственности.
9. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы
1) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству
Понятие и принципы российского гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство – устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству.
Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и законами. В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.
Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, распространенные и в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.
В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для РФ.
В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.
См. также Приказ МВД России от 03.05.2018 N 267 “Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве” Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51718.
Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатридов регулируется международной Конвенцией о статусе апатридов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим международно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.
Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.
Во многих странах, в том числе в РФ, правовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.
Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатридов регулируется международной Конвенцией о статусе апатридов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим международно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.
Понятие и принципы гражданства Российской федерации
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.
Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.
Принципы гражданства в Российской Федерации:
1. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран (например, США, где согласно Конституции Президентом может быть избран только прирожденный гражданин США), * не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.
3. Гражданство Российской Федерации является единым. Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации. Принцип единства гражданства означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Конституции соответствующих республик (Калмыкии, Кабардино-Балкарии и др.) также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством Российской Федерации. Статья 22 Закона о гражданстве в развитии принципа единого гражданства закрепляет, что прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
4. Сокращение безгражданства. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства. Кроме того, содержание смысла ст. 17 Закона демонстрирует реализацию данного принципа применительно к детям, родившимся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, – они являются гражданами Российской Федерации.
5. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права его изменить.Данный принцип является сравнительно новым в законодательстве о гражданстве. В бывшем СССР существовал институт лишения гражданства, причем до 1978 года в законодательстве отсутствовали какие-либо указания на основания, по которым осуществлялось лишение гражданства. Закон «О гражданстве СССР» 1978 г. установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».
6. Принцип двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).
В настоящее время получила распространение практика заключения между государствами договоров о двойном гражданстве, * которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства другой стороны и не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне (например, воинская обязанность).
7. Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации (ст. 4 Закона о гражданстве).
8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами(ч. 2 ст.61 Конституции РФ). Статья 5 Закона содержит положение о том, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении им возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами России, в защите их прав и охраняемых законом интересов, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации.
9. Сохранение гражданства Российской Федерации при заключении и расторжении брака. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 Закона о гражданстве, где сказано, что заключение и расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.
10. К числу принципов гражданства Российской федерации может быть отнесен такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.
3. Гражданство Российской Федерации является единым. Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации. Принцип единства гражданства означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Конституции соответствующих республик (Калмыкии, Кабардино-Балкарии и др.) также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством Российской Федерации. Статья 22 Закона о гражданстве в развитии принципа единого гражданства закрепляет, что прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
ОТПРАВЬТЕ ЗАЯВКУ
Гражданство – это правовые отношения государства и его поданного, выраженные в порядке их взаимных прав и обязанностей. Узнаем подробнее значение данного понятия, а также признаки, принципы и функции гражданства.
CITIZENSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE MODERN STAGE OF DEVELOPMENT: CONCEPT, PRINCIPLES, BASIS AND METHODS OF PURCHASE
In this article, the author considers issues of domestic citizenship that are relevant and basic for the Russian legal system and constitutional and administrative law, in particular the problematic aspects of its acquisition, analyzes the current legal definition and essence of this legal institution. As a result of the study, the author formed a system of principles of Russian citizenship , a set of grounds and procedures for its acquisition, as well as criticisms and suggestions for reforming the current legislation of the Russian Federation in this aspect (in particular, highlighting the procedures for acquiring legal relations with the state, their differentiation and shortcomings of the existing one) concepts).
4. Одинцова О.В. Проблемные аспекты института гражданства в Российской Федерации // В сборнике научных статей: Актуальные проблемы административного и финансового права. – 2018. – С. 171-174.
Что означает двойное гражданство и второе, отличия
Прежде чем приступать к решению вопроса о возможности наличия для граждан России двойного подданства следует определить термины «двойное гражданство» и «второе гражданство».
С правовой точки зрения термин «двойное гражданство» может быть применен к лицам, являющимся подданным иных стран, при условии, что между этими государствами заключено соответствующее международное соглашение.
Лицо с двойным подданством обладает правами и выполняет обязанности, предусмотренные законодательными актами той страны, на территории которой проживает в текущий момент времени.
Лицо, имеющее двойное гражданством может пользоваться российским паспортом и паспортом, полученным в другой стране, причем абсолютно в равной степени. Если у такого гражданина рождаются дети, то они автоматически становятся гражданами двух стран.
Термин «второе гражданство» обозначает наличие у подданного России статуса гражданина иного государства, при условии, что между этими странами отсутствует договор о двойном гражданстве. Подданный РФ, являющийся одновременно подданным иного государства (бипатрид) имеет все права и обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
В отличие от предыдущей ситуации все юридические значимые действия могут быть произведены исключительно по российскому паспорту. Заграничный паспорт используется только при выезде за пределы РФ. Дети, рожденные у бипатридов, автоматически становятся только гражданами РФ. Второе гражданство получается на условиях принимающей стороны.
Лицо, имеющее двойное гражданством может пользоваться российским паспортом и паспортом, полученным в другой стране, причем абсолютно в равной степени. Если у такого гражданина рождаются дети, то они автоматически становятся гражданами двух стран.
Правила уведомления и регистрации в ФМС
О наличии паспорта другой страны россияне должны уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД в 60-дневный период со дня его получения. Соответствующее письмо-уведомление можно подать непосредственно по месту постоянной регистрации или текущего пребывания и заказным отправлением по почте. Те, кто живут за пределами РФ, отправляют уведомление только по приезде в страну. Срок в 60 дней отсчитывается с момента пересечения границы.
Документы подаются самим гражданином либо его представителем при наличии нотариально заверенной доверенности. Если речь идёт о несовершеннолетних, то их интересы представляют родители или опекуны.
Форма уведомления утверждена ст.6 ч.8 ФЗ «О гражданстве РФ». Её можно скачать на сайте ГУ МВД по ссылке.
В перечень необходимых документов помимо заполненной формы уведомления входят копии:
- общегражданского паспорта РФ либо свидетельства о рождении в случае несовершеннолетних;
- паспорта иностранного государства;
- документов о наличии гражданства в иностранном государстве;
- документов из органов опеки и попечительства, если гражданин недееспособный либо ограниченно дееспособный.
Регистрация в ГУ МВД является обязательной. Эта мера предназначена для формирования базы граждан РФ с двойным гражданством.
Документы подаются самим гражданином либо его представителем при наличии нотариально заверенной доверенности. Если речь идёт о несовершеннолетних, то их интересы представляют родители или опекуны.
Двойное или второе гражданство
Для начала стоит определиться с понятиями двойное и второе гражданства. Первый случай может быть, если житель РФ приобрел паспорт Таджикистана или гражданство Туркмении. Это связано с тем, что Россией подписан с ними соответствующий международный договор. В этой ситуации россиянин выполняет свои обязательства только там, где проживает постоянно.
Если житель РФ стал подданным зарубежной страны, с которой у России нет договоренности, это признается как второе гражданство. При этом он сохраняет все свои права и обязанности, предусмотренные Конституцией.
Он имеет право жить на родине, пересекать ее границы, обращаться в государственные учреждения только по российским документам. Второй паспорт он может использовать за границей. Таким образом, получение иностранного подданства не означает автоматический отказ от гражданства РФ.
Смотрите видео: Двойное гражданство и Два гражданства.
Второе гражданство в России допускается в следующих случаях:
Будет ли пенсия у такого лица
Вопрос с пенсией необходимо решать в зависимости от страны проживания и наличия договора о пенсионном обеспечении между РФ и страной, где у лица есть второе гражданство. Договоры по пенсионному обеспечению могут быть построены по территориальному принципу. Это, например, договоренности РФ с Арменией, Беларусью, Украиной, Казахстаном, Грузией или по принципу пропорциональности. В последнем случае учитывается, сколько лицо проработало на территории той или иной страны. Такие договоренности в РФ есть с Испанией, Болгарией и Эстонией.
Если россиянин со вторым гражданством постоянно проживает и зарегистрирован в РФ, он получает пенсию, как обычно, и не несет дополнительных рисков.
По договору, который основан на территориальном принципе, россиянин со вторым гражданством может рассчитывать на получение пенсии только по законодательству государства постоянного проживания. Если договор имеет принцип пропорциональности, то по общему правилу каждое государство назначает пенсию по своим законам. Имеет значение и стаж работы в каждой стране.
При отсутствии договора о пенсионном обеспечении со страной второго гражданства гражданин имеет право обратиться за пенсией в РФ, но только при условии соблюдения обязательных условий: наличия страхового стажа, достижения пенсионного возраста и пр. Заявление о назначении пенсии передается в ПФР.
При отсутствии договора о пенсионном обеспечении со страной второго гражданства гражданин имеет право обратиться за пенсией в РФ, но только при условии соблюдения обязательных условий: наличия страхового стажа, достижения пенсионного возраста и пр. Заявление о назначении пенсии передается в ПФР.
Возможно ли двойное гражданство в России
Реальный пример — человек приобретает гражданство Израиля. Оно считается вторым, при этом в РФ он рассматривается как россиянин, а вот в самом Израиле — как подданный этой страны.
Уведомление властей РФ о получении гражданином России второго гражданства
Постоянно проживающие в РФ россияне, которые приобрели паспорт иностранного государства или оформили вид на жительство (включая любой другой документ, наделяющий россиянина статусом постоянно проживающего в конкретном государстве) подают уведомление в органы МВД РФ о приобретении ими нового иностранного статуса.
Процедура установлена и регулируется п. 1 Положения, которое было утверждено Указом Президента РФ от 21.02.2016 № 699.
Не подают уведомления в том случае, когда подписан международный договор между РФ и государством второго гражданства заявителя или же процедура не предусмотрена в соответствии с федеральным законом РФ.
Согласно требованиям ФЗ «О двойном гражданстве», помимо уведомления, понадобятся следующие бумаги:
- копия паспорта или вида на жительство, выданного в иностранном государстве компетентными органами;
- копия паспорта подданного РФ, или любого другого документа, который удостоверил бы личность заявителя с двумя паспортами.
Не подают уведомления в том случае, когда подписан международный договор между РФ и государством второго гражданства заявителя или же процедура не предусмотрена в соответствии с федеральным законом РФ.
И что это дает
В 2014 году приняли закон о том, что нужно уведомлять о втором гражданстве. В следующем году о наличии второго паспорта заявили 900 тысяч россиян: большинство сообщили о гражданстве США, Великобритании и Израиля. Еще около пяти миллионов россиян должны были заявить о втором гражданстве до конца 2015 года.
Расскажу о том, как получить второе гражданство и уведомить об этом российские госорганы.
Вопросы второго гражданства регулируют федеральные нормативные документы, двойного гражданства — международные соглашения.
Может ли гражданин России иметь гражданство другого государства
Гражданин России, и кроме ранее рассмотренных двух случаев, может иметь гражданство иностранного государства.
Сама по себе такая возможность закреплена на высшем конституционном уровне – ч. 2 ст. 62 Конституции РФ гласит «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Т. е. российское законодательство вполне допускает возможность наличия у гражданина нашей страны гражданства иностранного государства.
Причем не имеет никакого значения, количество государств, которые признают его своим гражданином.
Если гражданин России при приобретении гражданства иностранного государства не оформил в установленном порядке выход из гражданства нашей страны, то он продолжает оставаться российским гражданином.
При этом следует также знать, что российский гражданин, имеющий иностранное гражданство, рассматривается нашей страной исключительно только как гражданин России, а приобретение им (или наличие) иностранного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России (ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ).
По описанным выше причинам подобную ситуацию, вне рамок ранее указанных международных договора и соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, правильнее было бы назвать “второе гражданство”, как разновидность “двойного гражданства” – при наличии у гражданина России гражданства одного иностранного государства или “множественное гражданство” – при наличии у гражданина России гражданства нескольких иностранных государств.
В заключении хотелось бы отметить, что мы рассмотрели вопросы двойного и второго (множественного) гражданства с точки зрения российского законодательства, которое в данной сфере весьма либерально. Национальные законодательства некоторых иностранных государств могут предусматривать определенные ограничения в данной сфере.