Административно-правовой статус граждан РФ в 2020 году

Административно-правовой статус российского гражданина

Гражданин — это человек, который является участником общественных взаимоотношений. Он выступает носителем определённых обязанностей и прав, прописанных в нормативных актах. Эти составляющие совместно формируют правовой статус определённой страны. В административно-правовой статус гражданина включён ряд особенностей. При нарушении своих обязанностей человек может понести наказание.

Особенности статуса

В административно-правовом статусе гражданина РФ и человека имеется ряд особенностей. Они таковы:

  1. Это сложная система, в которую включены нормы финансовой и гражданской отраслей, а также конституционной и иных правовых областей. Они полностью отражают взаимоотношения между коллективом и отдельной особью, государством и его подданными, а также всей общественностью и личностью в частности.
  2. По обязательности предписаний в нём содержатся обязанности либо же права. Но могут присутствовать эти составляющие и в совокупности.
  3. Содержание гражданского статуса может зависеть или не зависеть от желаний определённого лица.
  4. В статус включены обязанности и права, которые являются общими для различных категорий населения, для конкретных лиц, а также принадлежащие какой-то определённой категории населения.

Права и обязанности человека

Правовой административный статус является сложным образованием юридического типа. В него входит четыре составных элемента, различных по величине.

Первая представляет собой правовой личностный статус, как субъекта. В России регулирование индивида должно являться приоритетным, а значит, центральным положением. А всё по той причине, что государство, должностные особы и органы должны служить каждой особе. Это говорится в статье 2 российской Конституции. Взаимоотношения и их характер, которые указаны в этой статье, общепризнанные для многих стран мира. Это подтверждается важными международными актами, которые были утверждены Европейскими организациями, а также Организацией Объединённых Наций.

Как личность, индивид, согласно российской Конституции и законодательству, основой которого она является, вне зависимости от его веры и расовой принадлежности, имущественного положения, а также положения в обществе и на работе, в России является субъектом всех правовых отраслей. Именно для этого основы статуса и понятия «гражданин» закреплены в российской Конституции. В этом статусе немалая роль отводится и нормам административно-правового характера.

У лица существуют определённые права, включаемые в административно-правовой статус гражданина РФ. Главными являются:

  1. Свободный выезд из России и беспрепятственное возвращение в неё тогда, когда человеку это будет необходимо.
  2. Выбор места нахождения, а также проживания.
  3. Право на беспрепятственное свободное передвижение.
  4. Защита чести, а также защита семейных и индивидуальных тайн.
  5. Неприкосновенность индивидуальной жизни и жилища, а также свободы.
  6. Право на жизнь в целом.

В Конституции указываются обязанности и запреты на совершение определённой деятельности. К таковым относят:

  1. Принудительный труд строго запрещён.
  2. Запрещено вести экономическую деятельность, которая направлена на конкуренцию недобросовестного характера либо же на монополизацию.
  3. Человек обязан к природным богатствам и ископаемым относиться осторожно и бережно, сохранять в целости окружающую среду и природу.
  4. Обязательно нужно платить сборы и налоги, которые предусмотрены законодательством.

В некоторых ситуациях Конституция предусматривает возможное ограничение личностных прав. При этом нормы, которые ограничивают права особы, практически всегда носят административный характер.

Второй составной частью статуса является то, что человек имеет собственный гражданский статус. Нормы, которые его определяют и устанавливаются в работе общества и государства, являются обязанностями и правами личности. К таким нормам относятся:

  1. Участвовать в управлении государственных дел.
  2. Разрешено проводить пикетирования либо шествия, демонстративные марши или митинги, собрания. Но делать это всё следует мирно и без применения оружия.
  3. Гражданин в обязательном порядке должен нести воинскую службу.

Нормы, которые определяют статус в хозяйственно-трудовой деятельности. В этот пункт входят:

  1. Право на частную собственность, а также на землю.
  2. Выбор рода своей деятельности и дальнейшей профессии.
  3. Право на беспрепятственную свободную трудовую деятельность.
  4. Право на свободное пользование своим имуществом и способностями для экономической предпринимательской деятельности законом не запрещается.

Ещё имеются нормы, которые определяют гражданский статус в семейной сфере. Общественные интересы они не затрагивают. Если кратко описать этот подраздел, то сюда входят: право на изменение личных данных (имени, фамилии и прочих), а также на творчество различного характера.

Третьим элементом является социальный. Он нужен для того, чтобы человек мог реализовывать себя в обществе: учиться, служить в армии, работать.

А вот четвёртый элемент называется особым. Это связано с тем, что он содержит обязанности и права, которые личность желает приобретать самостоятельно для удовлетворения своих потребностей и интересов (охота, туризм, спорт и прочие). Все люди должны получить официальную документацию для того, чтобы заниматься любимым делом.

Изменения норм права

Общественные преобразования, которые происходят на сегодняшний день в России, приводят к тому, что общественно-правовые нормы изменяются. Связано это с такими факторами:

  1. С конституционными признаками, утверждёнными официально, а также с соблюдением и непосредственной защитой свобод и прав. Человек является высшей ценностью. Это указывается в Конституции России (статья 2).
  2. Резко повышается законодательная роль в регулировании гражданского статуса. Увеличиваются ответственности и права. Непосредственным гарантом в этой области считается закон.
  3. Сейчас статус гражданина выявляется гораздо полнее. Происходит расширение спектра регулирования в большинстве отраслей: социальной и политической, экономической и прочих.
  4. Роль суда и закона в охранной деятельности человеческих прав увеличивается. Судебные процессы продвигаются всё дальше в административно-правовую отрасль, создавая тем самым независимые и довольно стойкие защитные механизмы интересов и прав человека на законной основе. Тактика деятельности должностных особ и исполнительных органов должна меняться.

Общего понятия административного гражданского статуса на сегодняшний день нет. Он предопределён принципами Конституции и поэтому считается стабильным и универсальным.

Виды и признаки субъектов

Россия является федерацией, которая сформирована совокупностью самостоятельных территориальных субъектов. Это правоспособные образования территорий с ограниченными возможностями, которые имеют некоторые черты государственности. Субъекты самостоятельны только в рамках собственной компетенции.

Принципы образования российской территории:

  1. Национальный. Его особенности связываются с расовым составом населения.
  2. Территориальный. Его границы определяются большим количеством жителей и площадью охватываемой территорией. По такому принципу могут образовываться города федеральной значимости, области и края.
  3. Смешанный. Включает все характерные признаки, присущие обоим типам принципов.

В Российской Федерации имеется несколько видов объектов. К ним относятся:

  1. Автономные округа — 10 штук. Они формируются по принципу национальному. Предназначены для сохранения взаимосвязей внутренних, которые сложились исторически.
  2. Область Европейская автономная.
  3. Города федерального значения. Таковых всего два: Санкт-Петербург, Москва.
  4. Имеется и 49 областей. Они образованы по принципу территориального значения, но их общая площадь сравнительно небольшая.
  5. Края — 6 штук. Они имеют довольно обширную площадь и сформированы по территориальному принципу.
  6. В составе федерации имеется 21 республика. Они являются самостоятельными. Им свойственны черты государственности, они могут определять политику внутри субъекта.

Зависимо от того, какой вид имеет субъект, дифференцируются его взаимоотношения с прочими субъектами, а также внутригосударственное правовое положение. Самый большой объём полномочий у республик, которые входят в состав России, а самый меньший — у автономной области и округа. А всё потому, что они являются составными частями областей и краёв. Частично они зависимы от решения государственной власти. Города федерального предназначения имеют особый статус. Их считают «лицом» страны.

Признаки субъектов РФ:

  1. Все они имеют равные права.
  2. Опираясь на нормы законодательства, они обязаны осуществлять полномочия.
  3. Независимо от того, где именно проживает человек (в области, крае), он имеет одинаковый статус гражданина.
  4. В силу принципа целостности территории, не имеет права на отделение.
  5. У них не существует государственного суверенитета.

Правовой статус личности

Когда речь идёт о личностных свободах и правах, невозможно получить полноценное реальное представление о них, если не рассматривать данные явления, содержащиеся в статусе человека и гражданина. Данная категория, прежде всего, носит характер собирательный. В ней вмещены такие статусы лиц:

  1. Вынужденного переселенца из какого-либо района или страны по различным причинам.
  2. Беженца (причины тоже могут быть различными).
  3. Лица, у которого нет никакого гражданства.
  4. Гражданина какого-либо другого государства.
  5. Гражданина РФ.

В этой же категории отражаются и индивидуальные человеческие особенности. В ней же можно увидеть и его действительное положение в основной общественной системе взаимоотношений. Базу личностного статуса основывают свободы и права особы. По этой причине они не могут реализовываться без его дополнительных компонентов.

Правовой статус российского гражданина предоставляет возможность полноценно рассмотреть все права, а также обязанности индивида таковыми, какими они являются в полном системном виде. Благодаря этому можно сравнивать статусы и открывать возможные горизонты для последующего их совершенствования.

Прежде всего, личностный статус человека является правовым положением особы, отражающее его настоящее состояние при взаимоотношениях с общественностью и государством. Классифицируются правовые личностные статусы по системной структуре и сфере действия. Они подразделяются на следующие виды:

  1. В родовой отображается специфика положения отдельных категорий населения, которые имеют дополнительные обязанности и права.
  2. Отраслевой. В него включены правомочия и прочие компоненты, которые опосредованы отдельной либо совокупной отраслью систем.
  3. В индивидуальном отражены особенности положения особы, в зависимости от её половой принадлежности, возрастной категории, участии в управлении делами страны и прочими.
  4. Конституционный. Должен всегда быть устойчивым. Существует до того момента, пока в корне не поменяются общественные правовые отношения.
  5. В общий включаются гарантии и права, выработанные международным сообществом, а также занесены в определённую документацию.

Внутренним и внешним правом предусмотрена защита общего личностного статуса. Его характерной чертой считается стабильность. Она обусловлена жизненными особенностями, и предполагает в обществе порядок.

Административно-правовой статус граждан

В сфере исполнительной власти граждане выступают в качестве частных лиц, т.е. лиц, которые реализуют свои личные партикулярные права и обязанности, а не официальные права государственных или негосударственных организаций и их органов. Административно-правовой статус граждан РФ является равным. Конституция РФ устанавливает равенство всех граждан перед законом и судом. Граждане обладают равным объемом административной правоспособности в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества. Эта правоспособность может быть частично и временно ограничена в случаях и порядке, определенном законодательством. Например, в связи с совершением административного правонарушения, за которое предусматриваются санкции в виде административного ареста, лишения специальных прав или иные правоограничения. Граждане РФ обладают равной административной дееспособностью. Отдельные граждане по состоянию здоровья могут быть признаны в порядке, определенном законом, полностью или частично недееспособными (например, лица, страдающие некоторыми психическими заболеваниями).
На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения с органами и должностными лицами государственной администрации. Эти отношения могут возникать в связи: а) с реализацией гражданами в сфере государственного управления принадлежащих им прав; б) с выполнением возложенных на них обязанностей в сфере исполнительной власти; в) с нарушением гражданами своих административно-правовых обязанностей и норм административного права; г) с защитой ими своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Исходным положением, определяющим административно-правовой статус граждан является ст. 17 Конституции РФ, которая устанавливает, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Каждый человек как член гражданского общества имеет четыре основных права: а) право на свободу от государства; б) право на участие в организации государственной власти и в ее отправлении; в) право на дополнительные услуги со стороны государства; г) право на защиту своих прав.

· Во взаимоотношениях с государственной администрацией эти права конкретизируются в четырех группах прав, составляющих ядро административно-правового статуса гражданина:

o личные и индивидуальные свободы (статус личной свободы), включающие право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и др.;

o право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, избирать и быть избранными, право на внесение предложений в органы исполнительной власти и т.д.);

o право на государственное содействие и помощь (право на получение медицинской, санитарно-эпидемиологической помощи и т.д.);

o право на защиту (право на обращение в вышестоящую инстанцию, право на административный иск и т.д.).

Все права и обязанности граждан, составляющие содержание административно-правового статуса граждан, в зависимости от механизма их реализации подразделяются на абсолютные, относительные. Абсолютные (безусловные) права – это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты исполнительной власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, охранять и защищать их (право на трудоустройство, право на административную жалобу и т.д.). Абсолютные обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и сборов и т.д.). Относительные права – это права, которые не могут быть реализованы без соответствующего правового акта государственной администрации (например, право на пенсионное обеспечение, право на получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и т.д.). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.д.).
Реализуя свои права, граждане не должны ущемлять права и свободы других индивидов, а также нарушать нормы административного права, несоблюдение которых влечет административную ответственность. Административная деликтоспособность наступает с 16-летнего возраста. В соответствии с КоАП РФ к гражданам могут быть применены такие меры административной ответственности, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест. К гражданам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, являющимся членами совета директоров, а также осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица может быть применена такая мера административной ответственности, как дисквалификация.
В состав элементов административно-правового статуса граждан входят юридические гарантии. Они обеспечивают защиту прав граждан в случае их ущемления государственной администрацией путем нарушения или незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо ответственности. Юридические гарантии – это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации и защиты прав и свобод граждан. К числу таких гарантий относятся правовые нормы, определяющие ответственность государственной администрации за нарушения административно-правового статуса граждан.; нормы, устанавливающие право на административное и судебное обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, право на обращение к Уполномоченному по правам человека, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов исполнительной власти при осуществлении ими служебных обязанностей и др.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) основывается на принципе их общего равноправия с гражданами РФ. Этот принцип нередко называется принципом национального режима. В соответствии с ним указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев установленных федеральными законами и международными договорами. Этот принцип распространяется на все три категории иностранных граждан. К этим категориям относятся иностранцы: а) постоянно проживающие (имеющие вид на жительство); б) временно пребывающие (находящиеся на иных основаниях); в) проезжающие через территорию РФ транзитом.
Особенность их административно-правового статуса состоит в том, что в соответствии с законодательством на них не распространяются некоторые права и обязанности, которыми пользуются граждане РФ. В частности, они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (командира экипажа воздушного судна, сотрудника милиции и т.д.). Они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной, не имеют избирательных прав, обязаны проживать на основании специальных документов (вида на жительство, загранпаспорта и др.). Для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства и т.д.
Иностранные граждане и апатриды подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кроме того, для них предусмотрена КоАП РФ особая мера административной ответственности – административное выдворение за пределы РФ. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешаются дипломатическим путем.

Читайте также:  Правила ввоза в Россию продуктов для личного пользования

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 730 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афамготов Эдуард Магомедович

Текст научной работы на тему «Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации»

© 2005 Э.М.Афамготов УДК 342.9 ББК 67.9 (2Рос) 301 А 94

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации

Административно-правовой статус, гражданство, исполнительная власть, гарантии прав и свобод граждан.

Права и свободы граждан в сфере административного права, способы их защиты. Положение норм конституционного права в сфере исполнительной власти, их претворение в жизнь.

За последнее десятилетие радикально преобразилась государственная и общественная жизнь страны. Интенсивное развитие получило Конституционное, Гражданское, Трудовое, Административное

законодательство, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы правового положения государственных органов, прав и свобод граждан.

Административно-правовой статус гражданина России определен конституцией РФ. Согласно ст.18. права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех государственных органов и должностных лиц. Нормы Конституционного права выделяют положение личности в наиболее значительных областях жизнедеятельности человека, но их более подробное регулирование охватывается другими отраслями права. Так, равный доступ к государственной службе (пункт 4. стю32 Конституции РФ) закреплен в таких административноправовых актах, как Федеральный закон от 31.07.95г. «Об основах государственной службы РФ»1, указ президента РФ от 29.04.96г. «Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы»2

Главная особенность, характеризующая граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они выступают в качестве не только частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, но и как представители какой-либо организации. Вследствие этого гражданин может реализовать кроме своих прав, свобод и обязанностей права и обязанности, входящие в административноправовой статус организации – например, права и обязанности государственного служащего, выступая от

1 Собрание законодательства РФ, 1995, №31, ст.2990; 1999, №8, ст. 974.

2 Собрание законодательства РФ, 1996, №18, ст. 2115.

имени соответствующего государственного органа, реализуя задачи и функции, порученные им государством.

Административно-правовой статус гражданина является единым и равным для всех граждан и характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, гарантированных Конституцией России и действующим административным законодательством.

Основную роль в формировании административноправового статуса личности играет гражданство. «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.»3

Принадлежность к Российскому гражданству обеспечивает возможность пользоваться целым рядом прав и свобод, а также возложение обязанностей. У иностранных граждан и лиц без гражданства, как правило меньше прав и свобод например, они не могут участвовать в управлении государством но и меньше обязанностей например, они не служат в армии. При этом устойчивая правовая связь лица с государством не ограничивается пределами страны. Согласно части 2 статьи 61 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за пределами своей территории.

Первостепенное значение в характеристике административно-правового статуса гражданина имеют его права и свободы, выражающие юридические возможности гражданина пользоваться определенными благами и удовлетворять свои законные интересы в сфере государственного управления. Термин «свобода» выделяет более широкие возможности человека, подчеркивает его независимость от государства и его органов на примере свободы мысли и слова, свободы совести и вероисповедания, и т. д. «Свобода – это осознанная необходимость», поэтому правовое регулирование в этой

3 Закон РФ от 28.11.91г. «О гражданстве РФ: Ведомости Верховного Совета РФ.» 1992, №6 ст. 243;

Собрание законодательства РФ, 1995, №7, ст. 496.

сфере заключается в основном, в обеспечении, защите личной свободы граждан и определении условий, форм, границ государственного вмешательства.

К структурным элементам административноправового статуса гражданина следует отнести административную ответственность – это вид юридической ответственности определяющих обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-власного характера за совершенные в прошлом виновные и противоправные поступки. Является мерой государственного принуждения и наступает за нарушение виновным возложенных на него административным законом обязанностей. Закрепив в законодательстве административную ответственность граждан государство заставляет соблюдать установленные нормы и правила.

Наличие административно-правового статуса является необходимым условием участия граждан административно-правовых отношениях. Таким образом, происходит реализация возможностей граждан, созданных его административно-правовым статусом. Складываются они в сфере государственного управления и субъектами выступают граждане и органы государственной исполнительной власти или их представители (должностные лица). Возникает, как правило, по инициативе любой стороны, то есть гражданина или должностного лица, при этом согласия другой стороны не требуется (повышение платы за коммунальные услуги). Таким образом, подчеркивается юридическое неравенство сторон, так как орган исполнительной власти наделен государственными полномочиями, которых нет у гражданина.

В административно-правовых отношениях с участием граждан наиболее распространенными являются правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав и свобод в сфере государственного управления. В соответствии с Конституцией РФ «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»1 гражданин является носителем прав и свобод, поэтому их защита связана с активными действиями самого гражданина. Он может обратиться с предложениями, направленными на улучшение деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти, подать заявление по поводу реализации прав и свобод, закрепленных действующим законодательством и подать жалобу на решение органов законодательной власти и должностных лиц, нарушающих его права, свободы и законные интересы.

Кроме этого активное участие в реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления принимают органы исполнительной власти и должностные лица так как говорилось выше граждане могут восстановить свои права только после их обращения к определенному органу исполнительной власти или должностному лицу. Именно они рассматривают заявления и жалобы граждан и выносят по ним необходимые решения.

Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Представляет собой сложный механизм, объединяющий различные

1 Пункт 2 статьи 17 Конституции РФ, 1993.

средства и способы, обеспечивающие благоприятные условия для претворения прав и свобод граждан в жизнь.

Различают общие, специальные юридические и организационные гарантии.

Среди общих различают политические гарантии, способствующие активному участию граждан в управлении делами государства. Граждане реализуют это право как непосредственно (выборы, референдум), так и через своих представителей (органы государственной власти). Политическими предпосылками законности является режим демократии и гласность.

Экономические гарантии составляют необходимые материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан то есть экономическую свободу, равную защиту всех форм собственности , свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы, что к сожалению частично нарушается.

Социальные гарантии призванные обеспечить достойную жизнь и развитие человека, включают в себя поддержку материнства и детства, гарантированный минимальный размер оплаты труда, защиту прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, пенсионеры, сироты, безработные. ) и т.д. В настоящее время не созданы благоприятные условия,

обеспечивающие достойную жизнь человека, особенно в вопросах поддержки материнства и детства и защиты прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Немалое влияние на состояние законности оказывают организационные факторы, под которыми понимается деятельность различных государственных органов и должностных лиц, обеспечивающая осуществление принадлежащим гражданам прав и выполнение возложенных на них обязанностей. Включает квалификацию служащих, эффективность правовой подготовки кадров, ликвидацию дублирующих функций министерств и ведомств.

Наиболее важным фактором, обеспечивающим административно- правовой статус гражданина являются юридические гарантии, наиболее эффективной формой, которых является судебная защита. Ее достоинство состоит в независимости судей закрепленной Основным Законом государства. Согласно статьи 120 Конституции РФ, судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, недопустимо вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия. Любой гражданин обладает правом обжаловать в судебных инстанциях решение органов исполнительной власти и должностных лиц в случае нарушения их прав и свобод. В современном законодательстве России заметна тенденция к расширению возможностей судебной защиты прав и свобод граждан. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела вытекающие из административноправовых отношений. Особенно велика роль Конституционного суда России, разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Судебная защита не только помогает восстановить нарушенные права граждан, но и способствует укреплению законности и правопорядка в сфере государственного управления, выявлял недостатки в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц, анализируя причины и условия их возникновения.

«Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконным действием (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц»1.

Закрепление в Конституции этой обязанности служит дополнительной гарантии защиты прав граждан. Возмещение вреда происходит за счет средств Федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и средств, предусмотренных на эти цели органом местного самоуправления.

Возложение на государство ответственности за вред, причинебнный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц) укрепляет гарантии прав и свобод граждан.

Таким образом, в административно-правовых отношениях участвуют гражданин РФ, выступающий от своего имени, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей которым соответствуют права и обязанности органов исполнительной власти и должностных лиц. Которые содействуют гражданам в исполнении их обязанностей, либо осуществляют контроль за надлежащим выполнение6м ими своих обязанностей. Вследствие этого реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления

1 Статья 53 Конституции РФ, 1993

нуждается в более полном обеспечении. Государственные органы обладают главенствующей ролью по отношению к гражданам и поэтому необходимо приоритет регулирующей роли государственных органов и должностных лиц перенести на их обязанности по защите прав и свобод граждан.

1. Конституция РФ, 1993 г. М.: «Приор», 1999.

2. Федеральный Закон от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы в РФ». Собрание законодательства РФ, 1995. – № 31, 1999. – № 8.

3. Указ Президента РФ от 29.04.96 «Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы», 1996. – № 18.

4. Бахрак Д.Н. Административное право России. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.

5. Лимонова Н.А. «Право граждан Российской

Федерации на свободы передвижения, выборы места пребывания и жительства. – М., 2001.

6. Управленческие процедуры. Под ред. Б.М. Лазарева. -М.: Наука, 1988.

7. Витрук Н.В. Граждане и органы государственной власти. Доступ, информирование и обжалование. – М.: Юристъ, 2001.

8. Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений. Государство и право, 1996. – № 11.

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

• Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

• Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

• ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

• ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

• ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

• Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

• ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

• ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

• ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;

• ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;

• Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

• ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

• ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;

• Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Читайте также:  Отличия выдворения от депортации в РФ в 2020 году

Виды административно-правовых статусов граждан:

1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

5.2. Принципы административно-правового статуса граждан

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

5.3. Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как:

• гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

• иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;

• двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

• лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

К принципам гражданства относят: равенство независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве.

Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

5.4. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

5.5. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

5.6. Административная ответственность граждан

Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.

Административная деликтоспособность гражданина – способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.

Условия административной деликтоспособности гражданина:

1) достижение установленного законом возраста (16 лет);

2) вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

5.7. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

• уровнем экономического развития общества;

• признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;

• запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;

• обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;

• поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

• уровнем политической стабильности в обществе;

• эффективностью деятельности органов государственной власти;

• созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

• социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;

• наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;

• поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

• уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;

• состоянием социальных норм в обществе, их качеством;

• уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

1) нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;

2) ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) наличие юридических процедур;

4) право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;

5) право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;

6) контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;

7) прокурорский надзор;

8) обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение – обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление – обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба – обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство – письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Административно-правовой статус граждан РФ

Граждане РФ являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. В соответствии с российским законодательством под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. По своему правовому положению, в том числе и в сфере государственного управления, гражданин конкретного государства отличается от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории данного государства. С учетом этого необходимо различать административно-правовые статусы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ). Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.

Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ).

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Административно-правовой статус граждан является комплексным образованием, имеющим несколько относительно обособленных групп прав, и обязанностей граждан в сфере государственного управления:

общих для всех лиц, находящихся на территории РФ (право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства и т.д.);

зависящих от принадлежности лица к гражданству РФ (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, пикетирование, обязанность нести военную службу и т.д.);

связанных с возможностью занятия каким-либо видом социально-полезной деятельности (например, правовые статусы государственных служащих, военнослужащих, учащихся и т.д.);

возникающих для удовлетворения личных потребностей (приобретение права управления транспортными средствами, права охоты и т.д.);

зависящих от личностно-психологических качеств гражданина (пола, возраста, состояния здоровья, семейного положения и т.д.), а также иных обстоятельств (например, от места проживания – в закрытом административно-территориальном образовании и т.д.).

Административно-правовой статус гражданина необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с экономическими, политическими, организационными и юридическими гарантиями его реализации. При этом юридические гарантии реализации административно-правового статуса являются частью его содержания. Например, граждане имеют право обжаловать как в административном, так и в судебном порядке действия и решения органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, нарушивших своими действиями (решениями) права и свободы граждан. Будучи правом гражданина, возможность обжалования является одной из важнейших юридических гарантий соблюдения прав граждан в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения, участниками которых являются граждане, могут складываться в связи с реализацией ими своих прав и выполнением возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления; нарушениями ими установленных правил поведения, влекущими предусмотренную нормами административного права ответственность; нарушениями органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан.

Граждане РФ имеют право на участие в государственном управлении, равный доступ к государственной службе, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, судебное и административное обжалование действий органов управления, должностных лиц и государственных служащих, образование, охрану здоровья и ряд других.

В то же время граждане России обязаны соблюдать законность и дисциплину в управлении, соблюдать специальные запреты (например, на занятие определенными видами деятельности), получать разрешения от органа управления на совершение определенных действий (например, на приобретение огнестрельного оружия).

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» (с поел, изм.) право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он:

Читайте также:  Проверка депортации в Российской Федерации в 2020 году

при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, в соответствии с законом РФ о государственной тайне заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в соответствии с законодательством РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

осужден за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, – до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы.

При определенном стечении обстоятельств гражданин РФ в соответствии с законодательством может приобрести правовой статус вынужденного переселенца. Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Основы правового положения вынужденных переселенцев закреплены в Федеральном законе от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах», а также в иных нормативных правовых актах.

3. Административное правонарушение. Административная ответственность: понятие, основные черты. Понятие и виды административных взысканий.

Административное правонарушение: признаки, состав

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них – противоправность – означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного проступка – это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

  • причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);
  • воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
  • устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения
  • это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

Неоднократность – это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость — это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

  • посягающие на права граждан и здоровье населения;
  • посягающие на собственность;
  • в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • в области промышленности;
  • в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;
  • в области финансов и торговли;
  • посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Содержание административной ответственности

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения. Она выражается в применении государственными органами и их должностными лицами власти мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях -и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности:

1. Устанавливать административную ответственность могут только органы законодательной, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти.

2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим м:еры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем:

1) во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность;

2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать – это и законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы исполнительной власти Федерации и субъектов, органы местного самоуправления по вопросам стихийных бедствий и эпидемий. Разнообразны органы, применяющие административную ответственность: административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости и не является основанием увольнения с работы.

Кодекс об административных правонарушениях содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения. Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, его последствий, личности правонарушителя и других обстоятельств.

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 616 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административно-правовой статус гражданина: понятие, структура, элементы

Что такое административно-правовой статус гражданина

Административно-правой статус гражданина – это совокупность гражданских прав и обязанностей человека, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных актах. Административно-правовой статус определяет правовое положение гражданина в системе государственного управления.

Помимо административно-правового у гражданина есть конституционно-правовой, социальный и другие статусы. Подробнее о конституционно-правовом статусе вы узнаете, прочитав нашу статью. Мы же уделим внимание правоотношениям гражданина с госорганами и муниципалитетами.

Различают общий, индивидуальный и специальный административно-правовой статус (АПС) граждан. Особенности приведем в таблице.

Равный для всех. Отличается стабильностью. Регулируется Конституцией и не зависит от текущих обстоятельств

Действует применительно к определенной категории субъектов, которая обладает дополнительными правами или обязанностями. Например, льготные категории граждан (пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды), предприниматели, государственные служащие или военные, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и пр.

Определяет статус конкретного человека, наделенного индивидуальными правами, связанными с его личностью (например, пол, возраст, семейное положение, профессия). Индивидуальный статус может меняться в зависимости от обстоятельств жизни конкретного индивида

Важно! Перечисленные выше категории могут совмещаться, дополняя друг друга. Но не могут вступать в противоречие.

Нормативное регулирование приведем далее в таблице.

Элементы административно-правового статуса

Основы административно-правового статуса гражданина РФ — это:

    Административная правоспособность — способность иметь права и выполнять свои обязанности в рамках административного права. Такую способность лицо приобретает с момента рождения и теряет только со смертью. Она определяется возрастом, профессией, семейным положением, состоянием здоровья. Ограничение административной правоспособности допускается по решению суда.

Например, право человека на свободу, выбор места жительства, передвижение могут быть ограничены судом в качестве меры правового воздействия.

  • Административная дееспособность — способность своими действия приобретать права и создавать для себя обязанности в сфере взаимоотношений с госструктурами. Различают полную (с 18 лет), частичную (в 6–14 и 14–18 лет), ограниченную (например, в силу болезни) административную дееспособность.
  • Подробнее об административной дееспособности вы узнаете из нашей статьи «Административная дееспособность – это».

    К элементам АПС также относят гражданство, принципы, ответственность и гарантии.

    Важно! Права и обязанности, являющиеся элементами административно-правового статуса граждан, носят неотчуждаемый характер.

    Основные права и обязанности человека и гражданина

    Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Среди них право:

    Важно! Любое ограничение прав и свобод граждан возможно только на основании судебного решения.

    Граждане РФ, имея гарантированные государством права, должны нести и возложенные на них обязанности, исполнение которых имеет существенное значение для эффективного государственного управления.

    Конституция РФ предусматривает следующие обязанности граждан:

    Гражданство РФ

    Порядок получения, основания прекращения гражданства РФ, правовое регулирование двойного гражданства предусмотрены законом № 62-ФЗ.

    Гражданство РФ приобретается по рождению, а также в результате приема или восстановления в гражданстве РФ. Ребенок становится гражданином РФ, если:

    • мама и папа — граждане РФ (независимо от того, где родился ребенок);
    • папа или мама — гражданин РФ, а второй родитель — иностранный гражданин (при условии что ребенок родился в РФ);
    • оба родителя — иностранцы, проживающие в РФ, но другие страны не предоставляют ребенку свое гражданство (при условии что ребенок родился на территории РФ).

    Обратите внимание! Любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее полной дееспособности, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ.

    Важно! Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

    Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

    Иностранный гражданин не является гражданином РФ и имеет гражданство другой страны. Лицо без гражданства не имеет документального подтверждения своей принадлежности к какому-либо государству.

    В соответствии со ст. 62 Конституции РФ такие лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого правила установлены федеральными законами либо международными договорами. К таким исключениям, в частности, относят:

    • запрет на госслужбу и допуск к гостайне;
    • невозможность участия в выборах и референдуме;
    • освобождение от воинской обязанности (исключение — служба по контракту);
    • запрет на членство в политических общественных объединениях;
    • ограничение права на въезд на территорию РФ (требуется специальное разрешение);

    Обратите внимание! Для такой категории лиц предусмотрены некоторые виды специальной административной ответственности, например за нарушение режима пребывания. Также для них есть отдельная мера административного воздействия — принудительное выдворение за пределы РФ.

    Принципы административно-правового статуса граждан в РФ

    Основной принцип административно-правового статуса гражданина закреплен в ст. 2 Конституции РФ. В ней сказано, что человек, его права и свободы — высшая ценность, которой государство достигает за счет следующих инструментов:

    Гарантии административно-правового статуса граждан

    Человеку и гражданину на территории РФ гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод (ст. 45–46 Конституции РФ).

    Гарантии можно разделить:

    1. На экономические. Состояние экономики страны, дающее возможность экономического (материального) обеспечения правового положения лиц в РФ достигается:
      • обеспечением высоких темпов развития экономики страны;
      • поддержкой предпринимательства;
      • защитой всех форм собственности;
      • созданием условий для добросовестной конкуренции.
    2. Политические. Состояние государственной власти, уровень демократии и политической стабильности в стране. Характеристики:
      • обеспечение эффективного госуправления;
      • наличие многопартийности;
      • создание общественных объединений граждан;
      • обеспечение достойных условий жизни граждан.
    3. Идеологические гарантии — состояние культурного уровня и духовно-нравственной сферы общества. Уровень правового развития граждан достигается:
      • снижением уровня преступности;
      • повышением правовой культуры и дисциплины общества.
    4. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Совокупность закрепленных в законодательстве механизмов обеспечения правого положения человека характеризует:
      • законодательное закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере госуправления;
      • нормативное регулирование ответственности госорганов, муниципалитетов и чиновников за нарушение прав и свобод граждан;
      • создание контрольно-ревизионных органов, осуществляющих надзор за деятельностью госорганов и муниципалитетов;
      • обеспечение доступности подачи обращений.

    Административно-правовой статус граждан РФ — важный показатель развития экономики страны, ее политической силы и уровня культурного развития. Соблюдение прав и законных интересов всех субъектов госуправления, высокий уровень правового сознания граждан характеризуют стабильное развитие государства.

    Ссылка на основную публикацию