Репатриация в Российскую Федерацию в 2020 году

Репатриация в Российскую Федерацию в 2020 году

Новые законы для мигрантов в 2020 году

Каждый год в российском законодательстве что-то меняется. Следить за изменениями стоит всем, а особенно – иностранцам, которые планируют переехать в Россию, или уже живут здесь. Помните, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правительство РФ утвердило допустимую долю иностранных работников в отдельных областях экономики на 2020 год. В частности, в сферах деятельности сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта допустимая доля составляет 26%, в области спорта – 25%.

Также сохранена допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50% общей численности работников. Уточняется, что в 2020 году эта норма будет распространена на всю территорию России, в том числе на Приморский край и Астраханскую область.

Кроме того, сохранена допустимая доля в сфере строительства в размере 80% общей численности работников. Эта норма не распространится на территории Бурятии, Амурской области и Москвы, а на территории Дагестана составит 50%. Подробнее >>>

Предлагается сократить срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке с 6 месяцев до 3.

Такой же срок установлен для рассмотрения заявлений о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке.

Для лиц, подающих заявления о приёме в гражданство в консульские учреждения России в стране своего проживания (на основании пунктов “а” и “б” части первой статьи 14 62-ФЗ), срок рассмотрения останется тем же — 6 месяцев.

По состоянию на декабрь 2019 года законопроект прошел первое чтение. Даты вторых чтений намечены на 2020 год. В случае принятия и подписания президентом, изменения вступят в силу по истечении 90 дней, не раньше лета 2020. Подробнее >>>

Отмена собеседования по НРЯ для граждан Украины и Беларуси

Иностранцам хотят разрешить ставить своих гостей на миграционный учет

По традиции, вступление в силу изменений произойдет по истечении 90 дней с даты опубликования подписанного президентом закона. Подробнее >>>

Продвигается проект изменений в 115-ФЗ, который позволит студентам очного отделения профессиональных и высших учебных заведений, обучающимся по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, работать в России без получения разрешения на работу (в свободное от учебы время). И при окончании обучения либо отчислении из учебного заведения трудовой договор будет подлежать расторжению.

Второе чтение будет не ранее января. Вступление закона в силу — через 180 дней после подписания президентом. Поэтому начала его действия следует ожидать аккурат к началу 2020-21 учебного года. Следите за прогрессом в телеграм.

В ноябре 2018 года список внеквотных оснований для РВП сильно расширился. Поэтому стоит внимательно изучить изменения в законодательстве и не терять возможность жить законно и легально. Подробности здесь >>>

Вдобавок к этому, у некоторых категорий иностранцев появилась возможность подать сразу на ВНЖ, вообще не оформляя РВП. Об этом здесь >>>

К тому же, с ноября прошлого года ВНЖ стал бессрочным. Даже для НРЯ. И откз от гражданства для его оформления делать не нужно. Читайте здесь >>>

Те, кто получил ВНЖ ранее, могут его обменять >>>

А еще теперь тем, кто подает на РВП или ВНЖ, имея близких родственников с российским гражданством, не нужно подтверждать знание русского языка, истории и законодательства. Ого! >>>

Вообще, всё связанное с ноябрьскими изменениями публикуется здесь >>>

С 7 января 2020 года начинает действовать новая редакция правил подачи иностранным гражданином уведомления о подтверждении своего проживания в России. Бланк уведомления тоже изменился. Подробнее >>>

В этом году Минэкономразвития приказом от 21 октября 2019 г. №684 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2020 год» установило значение коэффициента на 2020 год в размере 1,813. Но позже подготовило проект приказа о внесении в него изменений. Минэкономразвития хочет изменить уже утвержденный коэффициент-дефлятор на 2020 год, соответственно, все установленные к тому времени размеры фиксированных авансовых платежей по НДФЛ поплывут. Стоимость патента в Москве, например, станет не 5350 руб. а 5341 руб. в месяц, и такие изменения затронут все регионы. Подробнее можно почитать здесь >>>

С 1 марта 2020 года граждане Украины смогут выезжать в Россию только по загранпаспортам. По словам главы украинского МИДа, это позволит не допустить бегства граждан, нарушивших закон. Подробнее >>>

Вакцинация трудовых мигрантов от кори продлится до конца 2020 года

Репатриация в Россию – что представляет собой процесс в 2020 году

Впервые понятие репатриации было применено в Российской Федерации в 2006 году. Сегодня любой иностранный гражданин, отвечающий требованиям российской программы, может вступить в гражданство РФ в сжатые сроки по упрощенной схеме, просто подав прошение о присвоении статуса репатрианта. В данной статье мы рассказываем, что такое репатриация в Россию, кто такие репатрианты, кто может быть признан репатриантом, какие привилегии предоставляются репатриантам, за какие поступки лишают права на репатриацию в РФ.

Что представляет собой репатриация в Россию

Важно! Право на репатриацию предоставлено каждому гражданину любой страны Международным соглашением о политических и гражданских правах и Всеобщей декларацией прав человека.

Репатриация является ничем иным как возвращение на свою родину. Выходит, что процесс репатриации предназначен для предоставления возможности бывшим гражданам России и членам их семей возвратиться в родную страну. Причем данное понятие упоминается в законодательстве всех государств – существуют четкие правила участия в программах репатриации. Чаще всего о возвращении на родину говорят при обсуждении переселения евреев в Израиль.

Кто такие репатрианты с точки зрения закона

Обычно репатриантом называют человека, который за пределами родной страны оказался не по собственному желанию, то есть принудительно. Таковыми являются военнопленные, беженцы и иные мигранты. В отношении их можно инициировать процесс возвращения на родину, причем под репатриацией будет подразумеваться не столько сам переезд, сколько восстановление человека в гражданских правах, напоминание ему о его обязанностях.

Помимо того, что государство страны, в которую возвращается репатриант, оказывает помощь на всех этапах реализации процедуры репатриации, процесс вступления в гражданство значительно упрощается и ускоряется в сравнении с обычным порядком. Результатом изменения законодательства в отношении репатриантов стало вступление в действие программы по содействию добровольному переселению соотечественников в Россию. Репатриант может стать ее участником и “вернуть” себе гражданство РФ, а не заново получить его.

Кому доступна репатриация в Россию – кто может быть признан репатриантом

Важно! Вопросами репатриации граждан на родину занимается отдел репатриации при ГУВМ МВД РФ.

Процедура репатриации по-другому называется в России возвращением на родину соотечественников. Соотечественником, в свою очередь, признаются лица, отвечающие следующим требованиям:

  • являются эмигрантами из Российской империи или Российской Федерации в период Февральской революции и РСФСР и остались апатридами в иностранных государствах, получив там гражданство;
  • имеют гражданство России, но при этом находятся на ПМЖ в другой стране;
  • имели гражданство СССР, но в настоящее время проживают на территории одной и бывших республик СССР.

Какие привилегии предоставляются репатриантам в России

Важно! Репатриант, участвующий в госпрограмме, ограничен в выборе субъекта РФ для переселения – переехать разрешено только в те регионы, которые принимают участие в размещении переселенцев.

Если репатриант решиться на участие в госпрограмме содействия добровольному переселению соотечественников в Россию, ему будут оказаны всевозможные меры поддержки со стороны федеральных и региональных властей. Им будут доступны следующие привилегии:

  1. Упрощенная и ускоренная процедура оформления российского гражданства.
  2. Освобождение от уплаты государственной пошлины за провоз багажа.
  3. Отсутствие госпошлины при ввозе в страну личного легкового автомобиля.
  4. Частичная компенсация расходов на закупку строительных материалов при постройке дома.
  5. Содействие в поиске вакансий, трудоустройстве.
  6. Сниженная ставка по жилищной ипотеке (т.н. льготная ипотека с государственной поддержкой).
  7. Право проживать в центре временного размещения переселенцев.
  8. Компенсация билетов на проезд до региона РФ.
  9. Компенсация стоимости провоза багажа.
  10. Ежемесячная выплата в качестве материальной помощи в первые 6 месяцев проживания в России.
  11. Разовая финансовая помощь, назначаемая на каждого члена семьи и самого участника программы переселения.

Экспертное мнение к вопросу о том, из-за чего репатриация в Россию может быть под запретом

Если репатриант, желающий воспользоваться преимуществами программы по переселению соотечественников, соответствует всем требованиям госпрограммы, имеется вероятность того, что будут выявлены обстоятельства, препятствующие участию в программе. Эксперты в области миграционной политики говорят о следующих препятствиях получения гражданства РФ:

  • наличие случаев незаконного въезда на территорию России;
  • отсутствие оснований для установления принадлежности заявителя к категориям лиц, имеющих право на участие в программе переселения;
  • представление ложных сведений о себе или поддельных документов;
  • случаи депортации за пределы РФ в прошлом;
  • наличие личных убеждений или каких-либо действий иностранца, которые могут нести угрозу жизни россиян или конституционному строю РФ;
  • наличие судимостей (в России или за рубежом).

Законодательные акты по теме

Указ Президента РФ от 25.07.2014 № 531О внесении изменений в программу содействия добровольному переселению соотечественников в Россию

Типичные ошибки

Ошибка: Репатриант подает заявление на участие в программе переселения соотечественников в Россию. Каждый член семьи подает отдельное заявление.

Комментарий: Согласно условиям программы, соотечественник может подать заявление и вписать в него каждого из членов своей семьи, включая детей – они получат право на переезд вместе с основным заявителем.

Ошибка: Иностранец, единожды депортированный с территории РФ, претендует на участие в программе переселения соотечественников в Россию.

Комментарий: Наличие случаев депортации за пределы РФ препятствует возможности становления участником госпрограммы.

Ответы на распространенные вопросы о том, как проходит репатриация в Россию

Вопрос №1: Может ли репатриант стать участником программы переселения соотечественников при наличии у него судимости?

Ответ: Нет, одним из условий участия в государственной программе переселения является отсутствие у заявителя судимостей и наличие справки от органов правоохранительных дел.

Вопрос №2: Может ли репатриант переехать в Россию по программе содействия переселению соотечественников, если он не владеет русским языком?

Ответ: Нет, владения русским языком является одним из основных требований к переселенцу.

Репатриация в РФ

Латинское слово repatrians (репатриант) переводится как ‘возвращающийся на родину’. Это те люди, которые попали в плен, были беженцами или еще по каким-то причинам оказались за пределами своей страны и имеющие право вернуться.

Что такое репатриация в России

Репатриация в РФ — это возвращение на родину тех, кто через своих предков связан с Россией. Но в законодательстве Российской Федерации есть правила, которые регулируют возможность стать репатриантом. Государство заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы возвращались соотечественники трудоспособные, которые могут внести свой вклад в экономику.

В 2006 году президентом был подписан закон о добровольно переселяющихся в Россию соотечественниках. В нем отдается предпочтение квалифицированным специалистам в той или иной отрасли. С 2012 года закон этот стал бессрочным, т. е. теперь возвращение соотечественников из-за рубежа — систематическая процедура.

Диаграмма репатриантов в РФ

Особенности российского закона

Закон о репатриации был принят для того, чтобы дать стимул соотечественникам покинуть места проживания вне исторической родины. Для этого предусмотрены гарантии и некоторые привилегии.

  1. Компенсируются те затраты, которые репатриант понес при возвращении.
  2. Государство предоставляет средства на первоначальное обустройство.
  3. Деньги, внесенные в качестве госпошлины, возвращаются.
  4. В течение шести месяцев, пока переселенец не найдет работу в РФ, выплачивается каждый месяц пособие.

Кроме того, провоз багажа осуществляется беспошлинно:

  • На семью из трех человек — контейнер весом в пять тонн.
  • Если в семье больше трех человек, положено два контейнера по пять тонн.
  • Можно провезти один легковой автомобиль, не оплачивая таможенного сбора.

Получение российского гражданства репатриантами является приоритетом у соответствующих государственных служб и проводится в ускоренном порядке.

Условия для переселения

В категорию репатриантов входят лица трудоспособные, владеющие какой-либо нужной в России специальностью и обладающие достаточным опытом в своем деле. Репатриации не подлежат пенсионеры, а также те, кто владеет специальностью, не связанной непосредственно с экономикой и развитием технологий (учителя гуманитарного профиля, например).

Обязательное условие — иммигрант должен хорошо знать русский язык. Воспользоваться возможностью репатриации в Россию могут следующие лица:

Читайте также:  Поступление в ВУЗ России по программе «Соотечественник» в 2020

  • По каким-либо причинам оказавшиеся за рубежом граждане России.
  • Те, кто родился в СССР или России, а также их потомки.
  • Люди, имевшие гражданство Советского Союза и теперь проживающие в странах, которые были некогда его частью (независимо от того, имеют ли они гражданство этой страны).

Для репатриантов нет возможности выбрать территорию проживания в России по своему усмотрению. Вся страна была разбита на три категории:

  • Приграничная зона.
  • Местности, где экономическая, демографическая ситуация стабильна.
  • Регионы малозаселенные, участвующие в инвестиционных проектах и требующие привлечения специалистов и дополнительных рабочих рук.

В регионах первых двух категорий расселение репатриантов практически не ведется. Тенденция последних лет такова, что переселяющимся соотечественникам определяют малонаселенные территории с суровым климатом.

Но при этом всегда есть возможность поселиться в Центральной России, где в сельской местности численность населения резко сокращается и можно поднимать сельское хозяйство.

При этом репатриант вполне может рассчитывать на государственную поддержку. К примеру, подъемные в настоящее время увеличены до 240 тыс. рублей (ранее было 120 тыс.). Дополнительные меры предусматривают каждому члену семьи по 120 тыс. рублей.

Программа переселения соотечественников

Эта программа дает шанс быстро получить гражданство Российской Федерации. Получение этого статуса для обычного человека — довольно трудоемкий процесс, требующий непрерывного проживания на территории страны в течение пяти лет. А получение гражданства может занять и восемь лет.

Чтобы ускорить процесс, надо принять участие в программе переселения соотечественников. Все зависит от того, насколько сам переселенец готов быстро мигрировать в Россию. Но в любом случае получение гражданства возможно в течение 9–12 месяцев.

Принимающие участие в программе переселения проходят несколько этапов:

Этапы программы репатриации

  1. Подача заявления.
  2. После рассмотрения заявления и пакета документов в случае положительного решения выдается свидетельство репатрианта.
  3. Репатриант выезжает в Россию, становится в подразделении МВД на миграционный учет.
  4. Оформляется временный вид на жительство и регистрация по месту жительства.
  5. Составляется заявление на принятие гражданства РФ.
  6. Получение гражданства, присяга и выдача паспорта. После этого репатриант становится полноценным жителем России.

Что касается территорий расселения, то по данной программе правительством приняты определенные квоты для каждого региона. В то же время их руководство на местах вправе само решать, принять переселенцев или нет, в зависимости от реальных потребностей.

Определены приоритетные и неприоритетные области расселения. Приоритетные — это регионы, где есть демографические проблемы: Дальневосточные районы, Сибирь, Магаданская область, Камчатка, Сахалин.

Тем, кто решит принять участие в программе, поселиться в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области невозможно. Если человек живет в зарубежной стране и имеет более-менее хорошие условия жизни, стоит задуматься о том, надо ли получать помощь от Отечества, если они ухудшатся.

Из каких стран репатриируют в Россию

Если супруга или супруг отказывается переселяться, репатриация невозможна, если не последует письменное заявление об отказе со стороны нежелающего ехать. Принять участие в программе могут жители следующих стран:

  • Казахстана;
  • Беларуси;
  • Армении;
  • Азербайджана;
  • Молдовы;
  • Киргизии;
  • Украины;
  • Таджикистана.

Жители Донбасса (неподконтрольных территорий) будут проходить процедуру репатриации как граждане Украины.

Подробнее о репатриации в Россию в видео.

Процедура принятия

Если гражданин желает вернуться в Россию, ему нужно будет подать следующие документы:

  • Заявление на участие в программе в двух экземплярах.
  • Документ, который подтверждает личность: паспорт, удостоверение и пр.
  • Свидетельство об образовании любого уровня.
  • Свидетельство о рождении, документы, связанные с семейным положением.
  • Две фотокарточки 34 х 45 мм.
  • Свидетельство о временной регистрации.
  • Сертификат о том, что у всех членов семьи нет ВИЧ-инфекции.
  • Справку от психиатра и нарколога.
  • Свидетельство об уплате пошлины.
  • Трудовую книжку.

Вернуться к оглавлению

Причины отказа

Причинами официального отказа могут быть следующие:

Что может стать причиной отказа в репатриации?

Требование о репатриации экспортной выручки в рублях исчезнет. Уже предусмотрен график поэтапной отмены

Обязанность обеспечивать возврат или поступление денег на счета по внешнеторговым контрактам скоро отменят. Правда, только если в договоре цена предусмотрена в рублях и платежи совершаются тоже в российской валюте. С 2020 г. ограничение отменят для несырьевых компаний, а в течение следующих четырех лет переход на отмену ограничения предусмотрен и для тех, кто производит сырье. Кроме того, уступки получат физические лица. Для них установлены послабления в части совершения валютных операций с использованием счетов, открытых в заграничных банках. Все эти поправки предусмотрены в Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ.

Президент РФ подписал закон, в котором установлена поэтапная отмена требований о репатриации экспортной выручки в рублях, а также смягчены положения о зачислении физическими лицами — резидентами денег на зарубежные счета. Речь идет о Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Проект с подобными предложениями обсуждался еще в начале 2018 г. Но тогда Банк России категорически возражал против законопроекта, ссылаясь на то, что отмена репатриации может привести к еще большему выводу денег за границу. В марте 2018 г. был утвержден закон, отменяющий штрафы за нерепатриацию валютной выручки для компаний, которые подпали под западные санкции (Федеральный закон от 29.07.2018 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“»). Через год министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин России договорился с Банком России о поэтапной отмене требований о репатриации рублевой выручки. В июне 2019 г. проект поступил на рассмотрение Госдумы, а 02.08.2019 уже был подписан закон. Изменения вступят в силу с 2020 г., за некоторым исключением.

Отмена репатриации выручки

Сейчас предусмотрены жесткие правила относительно репатриации валютной выручки (п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее — Закон № 173-ФЗ). Например, российская компания, получающая от нерезидентов деньги по внешнеторговым контрактам за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, должна обеспечить поступление этих денег в установленный срок на свои банковские счета. Также компании отвечают за ситуации, когда они передали товары (оказали услуги и т.д.), но из-за границы деньги не были перечислены.

Если деньги не поступят, то компании будут грозить крупные штрафы. За нарушение правил и сроков репатриации иностранной валюты установлена административная ответственность: 1/150 ставки рефинансирования Банка России от несвоевременно зачисленной на счета суммы (за каждый день просрочки зачисления денег) либо от 3/4 до одного размера незачисленной суммы (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). А нерепатриация выручки в особо крупном размере может грозить лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 193 УК РФ).

Про снижение штрафов в поправках ничего не сказано. Однако, как и обещалось, предусмотрена отмена требования п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ о репатриации валютной выручки. Правда, это требование не будет применяться только к экспортной выручке в рублях. Цель таких поправок — снизить издержки компаний и стимулировать переход на заключение внешнеторговых контрактов в российской валюте. С 2020 г. это будет касаться несырьевого экспорта (например, IT-услуг), а затем постепенно и экспортеров сырья.

В частности, требования о репатриации валютной выручки не будут применяться к тем внешнеторговым контрактам, по которым сумма обязательств определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрены оплата в валюте РФ, а также передача резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под некоторыми кодами (речь идет о сырьевых компаниях). При этом предусмотрен такой порядок:

с 1 января 2020 г. — отмена требования о репатриации будет действовать в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;

с 1 января 2021 г. — в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;

с 1 января 2022 г. — в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;

с 1 января 2023 г. — в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;

с 1 января 2024 г. — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

По несырьевым внешнеторговым контрактам требование о репатриации не будет применяться уже с 2020 г. Но тоже только при условии, что цена контракта предусмотрена в рублях и платежи совершаются в той же валюте. Исключение — внешнеторговые договоры, предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под кодами 4401—4403 99 000 9 (лесоматериалы).

Зачисление денег физлиц на иностранные счета

Поправки отменяют ограничения, связанные с зачислением денег физических лиц на зарубежные банковские счета.

На счета (во вклады) физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, могут быть зачислены без ограничений деньги, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или иным заключенным с РФ международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией. ФНС России будет публиковать на своем сайте список таких стран.

Еще одно нововведение: физическим лицам — резидентам разрешено не представлять налоговым органам отчет о движении средств по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ. Но для этого нужно соблюсти ряд условий:

банк или иная организация финансового рынка должны быть расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство должно осуществлять обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или иным заключенным с РФ международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией;

общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада)) за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось.

Пересчет иностранной валюты в валюту РФ будет производиться по курсу Банка России по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Появилось новое исключение из правила о запрете валютных операций между физическими лицами — резидентами. Будут допускаться переводы физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов (вкладов), открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных товаров (работ и т.д.), срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на счета (во вклады) таких физических лиц, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Также будет разрешено зачислять деньги на зарубежные банковские счета физических лиц — резидентов в следующих случаях:

если они выплачиваются в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ;

в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему — нерезиденту.

Предусмотрены и не очень позитивные поправки для ряда физических лиц. Требования в части режима использования резидентами зарубежных счетов будут распространяться не только на счета, открытые в банках, но и на счета, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ. Скорее всего, речь идет в том числе о перечислении денег через брокерские счета и счета депо.

Читайте также:  О программе переселения в Россию из Таджикистана в 2020 году

Ксения Грицепанова, директор группы по оказанию юридических услуг банкам и финансовым институтам PwC Legal

Хотя Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ получил огласку как закон о либерализации валютного контроля, на самом деле далеко не все нововведения действительно упрощают требования валютного контроля. Так, с одной стороны, отменяется жесткий контроль за операциями в счетах в странах — участницах CRS, которые при этом являются и членами ОЭСР/ФАТФ, а с другой стороны, вводятся дополнительные требования к счетам у брокеров, доверительных управляющих и в иных организациях финансового рынка.

Закон предусматривает постепенную отмену требований о репатриации, что предоставляет российским компаниям возможность в определенных случаях осуществлять зачет встречных требований, например, или рассматривать варианты иного исполнения обязательств по договору. Однако следует отметить, что правила о репатриации отменяются только при условии, что обязательства по внешнеторговому договору определены в российских рублях и расчеты осуществляются в российских рублях. По внешнеторговым контрактам в иностранной валюте все остается по-прежнему.

Кроме того, закон никоим образом не влияет на недавно введенное требование о репатриации по договорам займа. Распространение требований о репатриации на договоры займа фактически означает введение существенных ограничений в различные механизмы заемного финансирования, реструктуризации займов и т.п.

Еще отмечу один момент, касающийся физлиц. Согласно Закону № 265-ФЗ физические лица — резиденты могут не подавать отчеты о движении денежных средств по счетам, которые отвечают определенным критериям, при одном из двух условий. Первое условие может оказаться применимым для российских граждан, открывших вклады за рубежом и не осуществляющих активных инвестиционных операций. Второе условие, в рамках которого необходимо, чтобы не было зачислений в течение года, нам кажется не рабочим в принципе: ведь, как правило, в течение года на счет зачисляются хоть какие-то суммы (например, технические проценты).

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Читайте также:  Переселение в Российскую Федерацию в 2020 году

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  • Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
  • Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Ссылка на основную публикацию